PURGATORIUM MENTIS >> | НАШИ ТЕКСТЫ >> | Михаил Шильман. Монограмма |
ОГЛАВЛЕНИЕ | СЛЕДУЮЩАЯ >> |
μоnoγраmма
…системы, как известно, теряют контакты с действительностью. |
Своевременность обращения современности к истории очевидна, ибо творящееся неописуемо.
В подобной фразе может быть заключен и подход к философии истории, и вход в "сад расходящихся тропок", растущий уже на пороге самой этой фразы. Своевременность как особый момент, граничащий с точкой выбора последующей траектории, неотделима от обращения, в котором понимается и поворот, и вращение вокруг своей оси, и речь, адресованная, возможно, кому/чему-либо. Обращение намекает на некоторое "обратно", оно помещает в фокус рассмотрения дальность исторических ретро- и перспектив наряду с длительностями возвращений и повторений. Обращение имеет ввиду оборот – речевой, если речь идет о точности описания, или фуэте, с каждым из которых мы вольны наблюдать разные образы современности. В конце концов обращение подразумевает наличие оборотной стороны и – косвенно – видимое глазом, очевидное, различение разных сторон. Видимое не может быть исчерпывающе описано. Любая книга Творения не исполняется письмом, но предполагает необходимость комментария – если и не своевременного, то всегда выполненного в оттенках современности. Оборачиваясь и оборачивая толком написанное, мы с очевидностью упираемся в неописуемое, пытаясь разрешить видимое как творение или как то, что творится с нами, историей или просто наоборот.
Количество вариантов прочтения предложения, не содержащего и десятка слов, грозит достигнуть сотен; текст, подобный всемирной истории, может претендовать на побитие рекорда Вавилонской библиотеки Борхеса. Безудержное умножение и внесистемное переплетение элементов всех этапов умножения, извивающихся и изгибающихся в различных конфигурациях, забывающих прямую линию или правильную фигуру, – отличительный признак современных форм познания. Их конфликт с классической историей или философией истории очевиден: реакция на новшества зачастую выливается в определение постсовременных философов, вторгающихся в историю, как орд "интеллектуальных варваров" [