Е.Косилова
     
Абсурд как задача, которую философия ставит перед математикой
     
1. Понимание абсурда философией до середины 20 века.


     В до-постмодернистском мышлении можно выделить только два типа отношения к абсурду: 1) как к противоречию; 2) как к задаче. Первая трактовка характерна для линий, которые можно условно назвать рационалистическими: таковы философия Античности, современные математика и логика, философия Нового времени (например, Гоббс); вторая - для типов мысли, которых условно можно обозначить как иррационалистические: религиозная философия от Тертуллиана до Кьеркегора, экзистенциализм. В экзистенциализме абсурд, прежде всего - это свойство реальности быть бесцельной. Важно, что экзистенциализм, считая абсурд одной из самых значимых своих категорий, дает ему эмоционально отрицательную характеристику.
     
Наконец, во второй половине 20 века появляется постмодерн. На первый взгляд, новое в постмодернистской трактовке абсурда - основным предметом рассмотрения является язык. Однако есть еще один важный момент: абсурд становится добровольным, намеренным, что было совершенно нетипично для более ранних философских учений. Прямую связь можно усмотреть между инверсией отношения к абсурду и параллельной работой по ассимиляции абсурда, которую вело в то же время искусство.
     
2. Понимание абсурда искусством 20 века.
     Для искусства 20 века характерно выраженное стремление к абсурду. Впервые абсурд стал целью. Если по теории Адорно "эстетика безобразного" является протестом против действительности (последней тоже часто приписываются черты "абсурда", хотя только в плоском смысле "нерациональности"), то во многих произведениях авангарда начала века и особенно "шестидесятнической" волны нельзя усмотреть никакого протеста, а лишь чистое стремление к бессмысленному. На Западе можно назвать, например, группу "Пинк Флойд" и другие группы "психоделического" направления. В России характерно творчество группы "Аквариум". В следующих словах: "Я покоряю города / Истошным воплем идиота, / Мне нравится моя работа / Гори, гори, моя звезда!" - трудно усмотреть признаки протеста, скорее этот тип абсурда предстает веселым. Характерной чертой авангардного искусства является изначальное самопонимание. Частое явление в авангарде - откровенная идеологичность, вплоть до творчества лозунгов. Например, в строках Введенского "Горит бессмыслицы звезда / Она одна без дна", как и в приведенной выше цитате из Аквариума, формула идеологии ("бессмыслицы звезда", "вопль идиота") соседствует с ее воплощением.
     
Искусство, в каком бы виде оно ни воплощало абсурд, не может дойти до конца. Предельный абсурд отрицает всякое выражение, поскольку для выражения требуется хотя бы минимальная связность. Абсурд в искусстве - всегда игра в абсурд; игра предполагает правила, а абсолютный абсурд отрицает их, поэтому играть в абсурд нельзя. Однако зачастую великие произведения искусства стремились быть абсурдными. Видимо, к абсурду нельзя прийти посредством искусства, но когда искусство идет к абсурду, бывает, оно приходит к самому себе.
     
3. Трактовка абсурда в философии конца 20 века
     Я предполагаю, что революция в отношении к абсурду, которая произошла в искусстве, привела к революции в понимании абсурда философией (то есть постмодерном). "Интересность - это зависание между, в точке наибольшей интеллектуальной опасности, наименьшей предсказуемости: между системой и безумием, между истиной и ересью, между тривиальностью и абсурдом, между фактом и фантазией." (М.Эпштейн). Глубоко осмысляет абсурд Ж.Делез. Абсурд, пишет он, это "то, что существует без значения", это "сверх-бытие, определяющее минимум общего в реальном, возможном и не возможном." "Нонсенс - это то, что не имеет смысла, но также и то, что противоположно отсутствию последнего, что само по себе дарует смысл."
     
Существенно, что Делез связывает с абсурдом порождение смысла не напрямую, а посредством математических отсылок. Он привлекает теорию сингулярных точек: "...сближение с дифференциальным исчислением может показаться неоправданным и излишним. Но что здесь действительно неоправданно - так это совершенно недостаточная интерпретация исчисления...". Сингулярности нарушают возможность плавно переходить от смысла к смыслу, вблизи них, вместо естественной предсказуемости, появляется напряжение, продуцирующее новые смыслы и новые выражения.
     
4. Абсурд как задача для математики
     Следует заключить из делезовского анализа абсурда, что обычная в математике тенденция употреблять это слово как синоним слова "противоречие" должна уступить место более глубокому пониманию абсурда как задачи. Применение таких математических теорий, как дифференциальное исчисление (теория предела), математическая логика (исчисление предикатов), теория множеств, топология и др. поможет сделать более ясной картину взаимоотношений абсурд/смысл. Такая трактовка абсурда в математике, как и в философии, стала возможной благодаря инверсии в отношении к абсурду, которую осуществило искусство 20 века.
     
Литература:
     
Ж.Делез. Логика смысла. М., 1998.
     
А.П.Огурцов. Абсурд. Философская энциклопедия, т.1.
     
Т.Адорно. Эстетическая теория. М., 2001.
     
Аквариум. Тексты песен.

Hosted by uCoz