Степанов Ю. С. Протей: Очерки хаотической эволюции. -
М.: Языки славянской культуры, 2004. - 264 с.
VII. Заключение Мера хаоса
и портрет человека
Хаос — тема этой книги.
Хаос вещей, сумбур понятий людей о своих собственных вещах.
Но измерить хаос
человеку труднее, чем обратное хаосу — гармонию и порядок. Труднее даже
сказать, почему это так — но таковы эмпирические факты, может быть — сама
природа человека. Хаос отталкивает, порядок привлекает. Даже отрицательный
порядок, отрицательные факты всякого рода— отрицательные понятия, отрицательные
логарифмы, отрицательная «мера хаоса» — негативная информация, «нег-энтропия» и
т. д. «Мера привлекательности хаоса», «мера интереса» превращается тем самым
из научной в «обыденную научную» тему этой книги.
Различные понятия в
«толпах вещей» упоминаются в ней всюду сотнями раз — как концепты русской
культуры (именно под таким термином в первоначальной работе автора [Степанов
1997; 2001]); как идеи классических работ по логике у Канта и Гегеля (вспомним
Гегеля: низшие животные, говорит он, типа тех или иных растений мириадами
выбрасываются в мир бесплодно, на потерю своего семени ради сохранения рода);
как колоссальные списки в первых семиотических трудах Джамбаттисты Вико [Вико
1994] и других [см. Проскурин 1998]; как перечни товаров в универсальных
магазинах, начиная хотя бы с педали велосипеда (см. введение № 2); как видимые
глазом явления на дисплее компьютера при исследовании фракталов (гл. V) и т.
д. и т. п.
Но теперь эти вещи
делаются нашей философской темой — как «индивидное», «индивидуальное». Если
мириады существ были темой понятий для философии Гегеля, то здесь они тема для
реального человека, — все, что может быть индивидным, своим, личным для
человека, начиная с отвертки, которая ложится в теплую рабочую
руку, и кончая портретом человека, — сам инди
248
вид-человек прежде
всего. Мера хаоса выступает, так сказать, в «обратно-привлекательном виде»,
как отрицательная информация по отношению к положительной
«мере привлекательности и порядка».
Мы представляем здесь
эту малоисследованную тему в предварительной форме, «на правах эксперимента».
Но сами «права» предначертаны вполне определенно — семиотикой естественного
языка, ее «хаотической эволюцией».
Мы имеем в виду здесь
нашу концепцию градации естественного языка
[Степанов 1971, 2-е изд. 1977; наст, изд., введение № 1, табл. 1]. Язык
предстает в виде градации от языков природы, к языкам животных, от них к языку
человека как «не язык» (например, извержение вулкана), далее «чуть более язык»
(например, нашествие сине-зеленых водорослей), далее саранчи, еще далее относим
к такой же проблеме язык муравьев и т. д., — все эти градации многократно
затрагивались в этой книге во введениях (особ, введение № 1 и др.). Но такие же
градации существуют и в том отрезке эволюции, который принадлежит к понятию о
человеке в его портретном облике. Выделим здесь только следующие.
Семантический,
или семиотический, треугольник. В
последний раз в классической философии этот термин возник в трудах Готтлоба
Фреге [Фреге 1977; Чёрч 1960, I (01), 341], где и получил название «треугольник
Фреге». Слово естественного языка рассматривается в виде тесной связи, схемы
треугольника.
Но современные нам
исследователи, увлеченные логико- математическими подходами, не обратили
внимания на то, что эта идея получила отчетливое выражение уже в средневековой
схола
249
стике, в виде тезиса
схоластов: «единичное (вещь) именуется, а понятие лишь означивается»; на
латыни: «Nominantur singularia, universalia significantur», т. е. «вещи, т. е. сущности
единичные, могут быть поименованы; понятия же, сущности всеобщие, универсальные,
поименованы (подобно тому как вещи именуются словами) быть не могут, они могут
быть лишь сигнифицированы (именно в качестве понятий)».
Концепт
существа (сущности) человека
развился на этой схоластической основе в XIII в., особенно четко в трудах Иоанна
Солсберийского, он же Джон из Солсбери, или Иоанн Солсберийский,
или, на латыни, Ioannis
Sares- b е г i е п s i s [Ioannis Saresberiensis 1639].
Иоанн был английским
католическим епископом, который переселился во Францию, где и стал настоятелем
собора в Шартре. Выступая продолжателем античных философов Эпиктета и Сенеки,
Иоанн развил в ряде своих сочинений полную и художественно изложенную систему.
По Иоанну Бог дарует
человеку благо — быть носителем своей, человеческой и божеской сущностей. В
качестве таковой человек получает христианское имя и предназначение в своей
жизни — быть таким-то по сущности, например поэтом, воплощать свое понятие
«сигнификат». Но в то же время Бог назначает человеку быть кем-то «по жизни»,
например плотником, исполнять свое вещное назначение, «денотат».
Оба предназначения
похожи на роль человека в театре — Иоанн постоянно использует сравнение с
театром. Бог, подобно режиссеру спектакля, определяет человеку «большую роль»,
быть тем-то и тем- то по существу, а человек получает то или иное
«исполнительское место», например, вместо прекрасного героя возлюбленного он будет
презренным слугой.
Несогласие «ролей» может
делать человека несчастным. По Иоанну Солсберийскому жизнь в целом получается
либо трагедией, либо комедией, притом с тем или иным характером — высокой трагедии,
веселой комедии, серьезной драмы и т. п.
Эти идеи получили
окончательное воплощение в театре Шекспира, как в театре в смысле драматургии,
пьес, так и в смысле театра как театрального заведения. На фронтоне театра
Шекспира «Глобус» было, как известно, написано «Totus mundus agit histrionem» — «Весь мир актерствует (играет актера)». Аналогичные
идеи воплотил также Кальдерон в своих драматических «действах», autos: «Е1
250
gran teatro del mundo» — «Весь мир —
театр» и «Е1 gran mercado del mundo» — «Весь мир — ярмарка». Действа Кальдерона — резко
прочерченные, суровые и печальные, они ставились в день «Тела Господня». В них
нет места легкой игре, актерскому «исполнительству». Они по-своему
соответствуют нашему пониманию серьезной «логически необходимой истины», о чем
ниже.
Суждения
синтететические *и аналитические. Это
разделение суждений мы понимаем здесь в смысле Лейбница (в отличие от Канта).
Синтетическое суждение есть такое, в котором предмет с точки зрения
его понятийного или — добавим мы — концептного содержания содержится в
субъекте. Предикат синтетического суждения может быть выделен из его субъекта
и представлен в расчлененной форме.
Аналитическое суждение есть такое, в котором предикат должен быть
присоединен к субъекту. Разумеется, такой предикат также должен быть
представлен в расчлененной форме, но, как подчеркивает Лейбниц, представлен в
виде перечня, не замкнутого содержанием (объектом) субъекта. Напротив, такой перечень
может быть неограниченным и, в практически важных случаях, и должен быть
неограниченным.
И то и другое суждение
выражает некоторую истину, но если синтетическое суждение сразу может быть
приравнено к логической истине, то аналитическое
суждение не может быть обозначено таким образом, оно выражает некоторое
фактическое состояние дел, является по Лейбницу [Попов 1960, 75, 82] истиной
факта, например, передает то, что случилось сегодня на ипподроме.
Логические истины
(логические понятия, логические концепты, логические необходимые суждения)
много раз подвергались обсуждению в разных концепциях в наши дни, тогда как
концепция Лейбница оставалась скорее в тени. Но она-то и является важной для
нашей задачи, в частности, способствует различению практически важных
высказываний разного типа.
Приведем пример.
Допустим, мы имеем высказывание
(1) Сумма углов треугольника равна двум прямым.
Можем ли мы в
естественном виде, в естественной практической речи, произнести что-либо, подобное
следующему:
251
(2) Сумма углов треугольника в этом году (или: в 2003 г.и т. п.) равна двум прямым — ?
Конкретно это выражается
в том, что понятия конкретных дат, а
также предлогов, падежей
и т. д., их выражающих, здесь неуместны.
***
Мы подошли к понятию портрета.
Предварительно дадим
определение. Портрет есть описание
человеческого существа, индивида, складывающееся из следующих компонентов:
1)
по схеме
треугольника Фреге — как слова, имеющего денотат (конкретную вещь — индивида) и
«сигнификат» (понятия об этом индивиде) (понятия «индивида» как человеческого
существа мы здесь не рассматриваем, считая, что эти понятия известны, — хотя бы
из толковых словарей русского языка);
2)
по схеме
синтетического суждения Лейбница — как человеческого существа, выражающего
свою только логическую истину, — вне деталей времени;
3)
по схеме
аналитического суждения Лейбница — как человеческого существа, выражающего
какую-либо аналитическую истину, — в деталях времени и других остоятельствах;
4)
по схеме Иоанна
Солсберийского — как человеческого существа, выражающего «образ Бога в
соответствии со своим нареченным именем»;
и/или 5) по схеме
денотата Фреге и тем самым по схеме Иоанна Солсберийского — как человеческого
существа, выражающего «образ Бога в виде истины факта», в соответствии со своим
«календарным» обликом.
Портрет есть то, что мы здесь иначе называем термином
«существо человека», «сущность человека», «индивид», «индивидное». В связи с
семиотикой, пожалуй, ни одно другое понятие не оказывается столь сложным. Ведь
речь не идет об «облике» или о «личности в психологическом смысле» — речь идет
о «сущности», что христианские философы
изучают как «ипостась» и православные еще более сложно, как — говоря о
Божественной сущности — «образ ипостаси» Бога. Здесь мы не будем вдаваться в
эту сложнейшую и тонкую проблему, тем более что на русском языке имеется
превосходная литература.
Упомянем хотя бы
классическую работу проф. А. Спасского «История догматических движений: в эпоху
вселенских соборов [в
252
связи с философскими
учениями того времени. Тринитарный вопрос (История учения о св. Троице)] (2-е
изд. Сергиев Посад, 1914).
Оставляя сейчас в
стороне теологические тонкости и работу проф. А. Спасского, обратим внимание на
то, что и в простой, «рабочей» семиотике до некоторой степени аналогичные
проблемы существуют, — хотя бы в виде «прозрачности знака» («transparence du signe»). Один
пример: допустим, вы рассматриваете изображение * какого-либо человека у
Рембрандта (эта тема в действительности возникла в нашей книге, гл. VI). Как
известно, живописная манера Рембрандта отличается сильным «ударом кисти», так
что если на достаточном расстоянии вы видите облик человека, то приближаясь к
холсту, начинаете все больше улавливать сам мазок художника; по мере приближения
мазок начинает уже мешать вам и вблизи вы видите уже только мазок кисти,
структуру краски, расположение слипшихся или растопыренных волосков и т. д. —
вы «проткнули образ» и вышли за его пределы, из знака образа в запредельное пространство,
не являющееся ни образом, ни его знаком. Став «прозрачным», «transparent», знак исчез. Перестав быть «сущностью» того, что он
изображает, знак стал «технологией».
С подобным явлением мы
имеем дело и в нашем случае — говоря о «сущности» человека: получив ее
описание, мы «проткнули образ» и имеем дело не только с «сущностью», но и с
«техникой описания».
И вместе с тем, это и
есть портрет. Мы должны лишь определить портрет еще и иначе,
более тонко. Мы сделаем это по упомянутой аналогии с «образом ипостаси».
Портрет в нашем смысле есть изображение сущности в связи с той или иной
«техникой описания», но одновременно в связи с принятием этой сущности самим
описывающим ее субъектом как признанием им своего внутреннего «я». Описывающий
не может воплотить подлинность своего описания материально-технически до конца
(как, скажем, клонированное существо в наши дни, если таковое представить себе
существующим как «реально второе» вместо «первого»), так, чтобы все приняли эту
сущность за данную. Этому мешает как различие «техники» в подобии и «техники»
в подлинности, в «оригинале», так и различие в «сущности» того и другого. Но,
не будучи в состоянии засвидетельствовать свою «технику», свое описание
«технически» до конца окончательно, описывающий субъект может ее удостоверить
именно как сущность, и это даже легче сделать, чем в «технологии»,
— для этого требуется лишь удостоверить это в своей собственной душе: «Я знаю
это так, потому что я это чувствую внутри себя, я удостоверяю, что это так».
253
Таким образом,
удостоверяется логическая истина, можно также сказать — вечная истина, но
теперь она личная логическая истина.
Но разве не так обстоит
дело у художников вообще?
Понятие «портрета в
нашем смысле» замыкает для нас (в рамках настоящей книги) «необходимую
логическую истину» в смысле философской логики и художественную истину
искусства.
Это может быть сделано—
в нашем смысле слова (гл. VI, разд. 7) — в изображении прибора с бутылями на
месте портрета человека — как на картине Joseph Beyus «Распятие» в Штуттгарте, еще
иначе — как на картине М. Шагала «Распятие в желтом» и т. д.
Осталось только
добавить, что мы можем — мы вольны по своему усмотрению — принять вместо
«собственного технического изображения» (рисунка, живописи, вообще,
«технологии») нечто сделанное другим человеком-художником за нас.
Здесь портрет (в отличие
от «календарного» портрета, – см. на обложке)
«как логически необходимая истина» (по Лейбницу) вне даты – автор опознает себя, тринадцатилетнего мальчика на порт
254
рете, возникшем до его
рождения. Это картина художника В. Г. Перова (1834-1882) «Птицеловы» (в Госуд. Третьяковской галерее): мальчик рядом со
стариком это и есть, по его реальному облику, Ю. С. Степанов.
Ловить дроздов, сидя на
холодноватой уже земле, было зябко, но весело! Хорошо!..
Литература
Художественные произведения общеизвестных
авторов даются без указания конкретного издания (кроме тех случаев, когда
необходимо подчеркнуть именно это), например: М. Ю. Лермонтов. Мцыри; А. Ахматова. Тайны ремесла. 2; но: Ф. М. Достоевский. Идиот. Собр. соч. Т. 6. М.: ГИХЛ, 1957.
Аванесов 1956 — Р. И. Аванесов. Фонетика современного русского литературного
языка. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1956. Айхенвальд 1917 — Ю. И. Айхенвальд. Силуэты русских писателей. 4-е
изд., испр. Вып. II. М., 1917. (Ранее:
Вып. 1—3. 1906—1910). Алексеев 1999 — П. В. Алексеев. Бугаев Николай Васильевич // Философы России XIX—XX
столетий: Биографии, идеи, труды. М.: Академич. проект, 1999.
Амелин, Мордерер 2000 — Г. Г. Амелин, В. Я. Мордерер. Миры и столкно-
венья Осипа Мандельштама. М.; СПб.:
Языки русской культуры, 2000. Антокольский 1960 — П.Антокольский. Артюр Рембо II А. Рембо. Стихотворения / Пер. с франц. М.: ГИХЛ, 1960. Аристотель
1984—Аристотель. Соч.: В 4 т. 1976—1984. Т. 4. М.:
Мысль, 1984.
Арутюнова 1982 — П. Д. Арутюнова. Лингвистические проблемы референции // Новое в
зарубежной лингвистике. Вып. XIII: Логика и лингвистика (Проблемы референции).
М.: Радуга, 1982. Ахматова 1968—А. Ахматова. Воспоминания. Амадео Модильяни II Анна Ахматова. Сочинения. Международное литературное
содружество. Т. 2. [Munchen,] 1968.
Барулин 2002 — А. Н. Барулин. Основания семиотики: Знаки, знаковые
системы, коммуникация. Ч. I. М.: Спорт и Культура, 2002. Белинцев
1991 —Б. Н.
Белинцев.
Физические основы биологического формообразования / Под ред. М. В.
Волькенштейна. М.: Наука, Гл. ред. фи- зико-матем. лит., 1991. Бенвенист 1974 — Э. Бенвенист. Общая лингвистика / Под ред., вступ.
ст. и
коммент. Ю. С. Степанова; Пер. с франц.
М.: Прогресс, 1974. Бенвенист 1995 — Э. Бенвенист. Словарь индоевропейских социальных терминов. I: Хозяйство,
семья, общество; II: Власть, право, религия / Пер. с франц.; общ. ред. и вступ.
ст. Ю. С. Степанова; коммент. Ю. С. Степанова и Н. Н. Казанского. М.: Прогресс,
1995.
Бирюков 2001 —Сергей Бирюков. Поэзия русского авангарда. М.: Изд-во Р. Элинина, 2001.
Бодрийяр 1995 —Жан Бодрийяр. Система вещей / Пер. с франц. С. Зенкина. М.:
Рудомино. (Оригинал см.: Jean Baudrillar, 1991).
БСЭ 1974 — Большая советская энциклопедия. 3-е изд. Т.
16. М.: Сов. энциклоп., 1974.
Булыгина 1983 — Т. В. Булыгина. Комментарий к работам Ч. С. Пирса // • Семиотика. М.:
Прогресс, 1983. (1-е изд.); 2-е изд.: Антология. Семиотика. М.: Академии,
проект, 2001.
Бычков 1996 — В.В.Бычков. Духовное как эстетическое credo Василия Кандинского // Литературное
обозрение. VII. 1996.
Вавилов 1965 —Я. И. Вавилов. Закон гомологических рядов в наследственной
изменчивости // Избр. произведения: В 5 т. Т. 5. М.; Л., 1965.
Вико 1994—Джамбаттиста Вико. Основания новой науки об общей природе наций / Пер. с
итал. М.; Киев: REFL-book; ИСА, 1994.
Васильев 1911 —Я А. Васильев. Воображаемая логика (конспект лекции) // Я А. Васильев. Воображаемая логика: Избр. труды. М.:
Наука, 1989.
Васильев 1989 — Н.А.Васильев. Воображаемая логика: Избр. труды. М.: Наука, 1989.
Васина-Гросман 1953 — В. Васина-Гросман. Первая книжка о музыке. М.: Музгиз, 1953.
Виленкин 1969 — Я Я. Виленкин. Комбинаторика. М.: Наука, Гл. ред. фи- зико-матем.
лит., 1969.
Выгодский 1995 — М. Я. Выгодский. Справочник по элементарной математике. 27-е изд.,
испр. М.: Наука, Гл. ред. физико-матем. лит., 1986.
Гаспаров 1977 — М. Л. Гаспаров. Легкий стих и тяжелый стих // Studia met- rica et poetica. II. Tartu, 1977.
Гессен 1989 — С. О. Гессен. Рецензия на статью Н. А. Васильева «О частных
суждениях, о треугольнике противоположностей, о законе исключенного
четвертого» (рецензия впервые опубликована в журнале «Логос». 1910. Кн. 2) // А. Я Васильев.
Воображаемая логика: Избр. труды. М.: Наука, 1989.
Гиндин 1970 — С.И.Гиндин. Пути моделирования ритмической организации текста //
Структурно-математические методы моделирования языка: Тезисы, доклады и
сообщения: Всесоюзная научная конференция. Киев, 1970.
Глейк 2001 —Джеймс Глейк. Хаос: Создание новой науки. СПб.: Амфора, 2001.
Голсуорси 1961 —Дж. Голсуорси. Конец главы: В ожидании. Л.: Лениздат, 1961.
Даль 1955 — Влад. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. I—IV. М.: Госуд. изд-во иностранных и национальных
словарей, 1955.
Данилевский 1991 —Н. Я. Данилевский. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические
отношения Славянского мира к Германо- романскому. Репринт: М., 1991 (ориг. изд.
1871).
Дирингер 1963 —Д. Дирингер. Алфавит / Пер. с англ. М., 1963.
Достоевская 1925 —А. Г. Достоевская.
Воспоминания. М.; Л., 1925.
Земская 1979 — Е. А. Земская. [Русская] Разговорная речь // Русский язык:
Энциклопедия. М.: Сов. энциклоп., 1979; 2-е изд., переработ, и дополн. М.:
Большая Российская энциклопедия; Дрофа, 1997.
Зенкин 1995 — С. Н. Зенкин. Жорж Батай // Французская литература. 1945—1990. Ин-т
мировой литературы. М.: Наследие, 1995.
Зеньковский 1992 — Вас. Зеньковский, проф., прот. Основы христианской философии. М.:
Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1992; более раннее изд.: Т. 1, 2. Париж,
1961—1964.
Кандинский 1967 — Василий Кандинский. О духовном в искусстве / Пре- дисл. Нины Кандинской
// Международное литературное содружество. N. Y., 1967.
Ориг. изд. см.: Kandinsky 1962.
Карпов 1856 — [В. Н. Карпов.] Систематическое изложение логики. Сочинение
Профессора Карпова. СПб., 1856.
Карпов 1860 — В. Н. Карпов. Философский рационализм новейшего времени //
«Христианское Чтение». Кн. 3—6, 12. 1860.
Квятковский 1966—А. П. Квятковский. Поэтический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1966.
Кирсанов 1976 — Семен Кирсанов. Поэма поэтов // Соч. Т. 4. М., 1976.
Колмогоров 1987 — Теория информации и теория алгоритмов.
М., 1987.
Кондаков 1971 —Н. И. Кондаков. Логический словарь. М.: Наука, 1971.
Концепция виртуальных миров и научное познание 2000 —
Концепция виртуальных миров и научное познание. СПб.: Изд. Рус. Христианск.
гума- нитарн. ин-та, 2000.
Корниш-Боуден 1983 —Э. Корниш-Боуден. Основы математики для биохимиков / Пер. с англ. М.:
Мир, 1983.
Корш 1896 — Ф. Е. Корт. О русском народном стихосложении. I: Былины // Изв.
Отделения рус. языка и словесности Императ. Академии Наук. Т. 1, кн. 1. 1896.
Краснопёрова 2000 — М. А. Краснопёрова. Основы реконструктивного моделирования стихосложения:
(На материале ритмики русского стиха). СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2000.
Краснопёрова 1992 — М. А. Краснопёрова. Реконструктивное моделирование стихосложения на
материале ритмики русского стиха. Дисс. ... докт. филол. наук. СПб., 1992.
Кубрякова 1969 — Е. С. Кубрякова. О словообразовательной системе языка и отношениях
словообразовательной производности // Проблемы словообразования в современном
языкознании. Рига, 1969.
Лаврентьев 2000 — А. Н. Лаврентьев. Фотоавангард в Европе: эксперименты со светом //
Русский Авангард 1910—1920-х годов в европейском контексте. М.: Наука, 2000.
Леви-Стросс 1985—К. Леви-Стросс. Структурная антропология / Пер. с франц. М.: Главн.
ред. вост. лит., 1985.
Ленин 1934 — В.И.Ленин. Конспект книги Гегеля «Наука логики» // В. И. Ленин. Философские тетради. М.: Изд-во ЦК
ВКП(б), 1934.
Лермонтовская энциклопедия 1981—Лермонтовская
энциклопедия. М.: Сов. энциклоп., 1981.
Лингвистич. энциклоп. словарь 1990 — Лингвистический
энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклоп., 1990.
Лифарь 1994 — Сергей Лифарь. Дягилев и с Дягилевым. М.: Арт, 1994.
Лоренц 1969 — К. Лоренц. Эволюция ритуала в биологической и культурной сферах
// Природа (Москва). 1969. №11.
Льянов 1972 — Б. Льянов. Две жизни, полные тревог...: Был ли прототип у Мцыри?
// Сов. Россия. 15 окт. 1972. № 243 (4969).
Макаев 1962 — Э. А. Макаев. Система согласных фонем в германских языках //
Сравнительная грамматика германских языков. Т. 2. М.: Наука, 1962.
Максимов 1975 —Д. Е. Максимов. Об одном стихотворении («Двойник») // Д. Е. Максимов. Поэзия и проза Александра Блока. Л.,
1975.
Матурана 1996 — У. Матурана. Язык и интеллект / Пер. с англ. М., 1996.
Матурана, Варела 1984 — У. Матурана, Ф. X. Варела. Древо познания. М.: Прогресс-Традиция,
1984.
Молева 2003 — Н. Молева. Кто ты, Мцыри? // Журнал русской культуры (Москва).
2003. № 2.
Монич 2000 — Ю. В. Монич. На стыке ритуала и языка: комплексная мотивация в
семантической эволюции // Язык и культура: факты и ценности: К 70-летию Ю. С.
Степанова. М.: Языки славянской культуры, 2000.
Москалев 2000 — И Е. Москалев. Становление автопоэтического наблюдателя //
Синергетическая парадигма. М.: Прогресс-Традиция, 2000.
Мочульский 1951 —К. Мочульский. Владимир Соловьев: Жизнь и учение. 2-е изд. Париж: YMCA-Press, 1951.
Набоков 1993 — В. Набоков. Предисловие к «Герою нашего времени» // В. Набоков. Романы. Рассказы. Эссе. СПб., 1993.
Новая философск. энциклоп. 2000 — Новая философская
энциклопедия: В 4 т. Т. 1. М.: Мысль, 2000; Т. 2. 2001; Т. 3. 2001; Т. 4. 2001.
Новиков 1973 —Л. А. Новиков. Антонимия // Русский язык: Энциклопедия. М.: Сов.
энциклоп., 1973.
Новиков 1990 —Л. А. Новиков. Стилистика орнаментальной прозы Андрея Белого. М.:
Наука, 1990.
Новый энциклоп. словарь — Новый энциклопедический
словарь Брокгауза—Ефрона. Т. 1. (1911) — Т. 29. (1916). Издание прекратилось
после революции.
Ньютон 1915—1916 — И. Ньютон. Математические начала натуральной философии / Пер. А.
Н. Крылова. Пг., 1915—1916.
Ожегов—Шведова 1992 — С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 1992.
Пайтген, Рихтер 1993—Х.-О. Пайтген, П.Х.Рихтер. Красота фракталов: Образы комплексных
динамических систем / Пер. с англ. М.: Мир, 1993.
Панов 1989 — М. В. Панов. Ритм и метр в русской поэзии // Проблемы структурной
лингвистики. 1985—1987. М.: Наука, 1989.
Пешхоева, Мазаева 1979 — «Захаров Петр Захарович».
Выставка произведений. Грозный 1979. Живопись, графика: Каталог выставки /
Сост. В. Ф. Пешхоева; Авт. вступ. статьи и ред. Т. А. Мазаева. М-во культуры
ЧИАССР. Респ. музей изобраз. искусства им. П. 3. Захарова. Грозный, 1979.
Пирс 1983 — Ч. С. Пирс. Из работы «Элементы логики. Grammatica specu- lativa». М.: Радуга, 1983; 2-е изд.: Семиотика. Антология. М.: Академич. проект, 2001.
Плутарх 1990 — Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Т. I. М., 1990.
Попов 1961 —П. С. Попов. Рец. на кн. Г. Натцига «Аристотелевская силлогистика»
// Вопросы философии. 1961. № 3.
Поппер 1983 — К. Поппер. Интерпретация вероятности: вероятность как предрасположенность
// К. Поппер. Логика и рост научного знания. М.:
Прогресс, 1983.
Порфирий 1939 — Порфирий. Введение к категориям финикийца Порфирия, ученика
ликополитанца Плотина // Аристотель. Категории. М., 1939.
Пригожин, Стенгерс 1995 — И. Пригожин, И. Стенгерс. Время. Хаос. Квант / Пер. с англ. М.,
1995.
Прокош 1954 — Э. Прокош. Сравнительная грамматика германских языков / Пер. с
англ. М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1954.
Проскурин 1998 — С. Г. Проскурин. Очерки исторического мира индоевропейцев: концептуальные
структуры, коды и тексты. Новосибирск: Сибирский независимый ун-т, 1998.
Раевский 1969 — М. В. Раевский. Верхненемецкое передвижение согласных в его причинно-следственных связях. Автореф. дисс. ... канд. филол.
наук. М., 1969.
Райл 1998 — Г. Райл. Обыденный язык // Аналитическая философия: становление
и развитие: Антология / Пер. с англ. М., 1998.
Рассел 1982 — Б. Рассел. Дескрипции / Пер. с англ. // Новое в зарубежной
лингвистике. Вып. XIII. Логика и лингвистика (Проблемы референции) / Сост., ред.
и вступ. ст. Н. Д. Арутюновой. М., 1982.
Реймерс 1991—Н. Ф. Реймерс. Популярный биологический словарь. М.: Наука, 1991.
Рембо 1982 —Артюр Рембо. Стихотворения / Пер. с франц. М.: ГИХЛ, 1982.
Сарабьянов 1989—Д. В. Сарабьянов. Стиль модерн: Истоки. История. Проблемы. М.:
Искусство, 1989.
Сарабьянов 1994—Д. В. Сарабьянов. Любовь Попова. Живопись. «Новая галерея XX век». М.:
Галарт, 1994.
Соболевский 1909 — А. И. Соболевский. О стиле. М., 1909.
Секст Эмпирик 1975—1976 — Секст Эмпирик. Против логиков // Соч. / Общ. ред. А. Ф. Лосева. Т.
1—2. М., 1975—1976.
Синергетическая парадигма 2000 — Синергетичеркая
парадигма: Многообразие поисков и подходов. М.: Прогресс-Традиция, 2000.
Стайн 2001 —Гертруда Стайн. Gertrude Stein: Автобиография: Элис Б. Токлас. Пикассо.
Лекции в Америке / Пер. с англ. М.: Б.С.Г.; Пресс, 2001.
Степанов 1965 — Ю. С. Степанов. Французская стилистика. М.: Высшая школа, 1965. 2-е
изд.: М.: УРСС, 2002 (с измен, заголовком: Французская стилистика: В сравнении
с русской).
Степанов 1966 — Ю. С. Степанов. Основы языкознания. М.: Просвещение, 1966.
Степанов 1971 —Ю. С. Степанов. Семиотика. М.: Наука, 1971.
Степанов 1975—Ю. С. Степанов. Основы общего языкознания. 2-е изд., перераб. М.:
Просвещение, 1975.
Степанов 1975 —Ю. С. Степанов. Методы и принципы современной лингвистики. М.:
Наука, 1975; 2-е изд.: М.: УРСС, 2001; 3-е изд., стереотип.: М.: УРСС, 2002.
Степанов 1982 — Ю. С. Степанов. Марсель Пруст, или жестокий закон искусства // Marcel Proust. A la recherche du temps perdu. А Г ombre
des jeunes filles en fleurs / Ed. du Progres. Moscou, 1982.
Степанов 1983 —Ю. С. Степанов. Вступ. ст. и коммент. // Семиотика: Сб. перев.
Семиотика языка и литературы. М.: Радуга, 1983.
Степанов 1985 — Ю. С. Степанов. В трехмерном пространстве языка: семиотические проблемы
лингвистики, философии, искусства. М.: Наука, 1985.
Степанов 1989 — Ю. С. Степанов. Счет, имена чисел, алфавитные знаки чисел в
индоевропейских языках // Вопросы языкознания. 1989. № 4.
Степанов 1997 — Ю. С. Степанов. Константы: Словарь русской культуры. М.: Языки
русской культуры, 1997; 2-е изд., испр. и дополн.: М.: Акаде- мич. проект,
2001; 3-е изд., испр. и дополн.: М.: Академич. проект, 2004.
Степанов 1998 — Ю. С. Степанов. Язык и Метод. К современной философии языка. М.:
Языки русской культуры, 1998.
Степанов 1999 — Ю. С. Степанов. Париж — Москва, весной и утром... // Квадратура
смысла: Французская школа анализа дискурса / Пер. с франц. и португ.; общ.
ред., вступ. ст. и коммент. проф. Лозаннского унта Патрика Серио. М.: Изд.
группа «Прогресс», 1999.
Степанов 2000 — Ю. С. Степанов. В перламутровом свете парижского утра...: Об
атмосфере газдановского мира // Возвращение Гайто Газданова. М.: Русский путь,
2000.
Степанов 2001 —Ю. С. Степанов. Вступ. ст. и коммент., с измен, и дополн. // Семиотика.
Антология. М.: Академия, проект, 2001.
Степанов 2002 — Ю. С. Степанов. Авангард наших дней: атмосфера и сеть // Язык и
искусство: Динамический авангард наших дней: Семинар акад. Ю. С. Степанова
«Современная философия языка»: Работы 2002 г. М.: Ин-т языкозн. РАН.
Степин 2000 — В. С. Степин. Теоретическое знание. Структура, историческая
эволюция. М.: Прогресс-Традиция, 2000.
Стросон 1982 — П. Ф. Стросон. О референции // Новое в зарубежной лингвистике. Вып.
XIII. Логика и лингвистика: (Проблемы референции) / Сост., ред. и вступ. ст. Н.
Д. Арутюновой. М.: Радуга, 1982.
Тарановский 1971 —К. Ф. Тарановский. О ритмической структуре русских двусложных размеров
// Поэтика и стилистика русской литературы. Л., 1971.
Тарасенко 2002 — Владислав Тарасенко. Фрактальная логика. М.: Прогресс- Традиция, 2002.
Тейяр де Шарден 1987 — Тейяр де Шарден П. Феномен человека / Пер. с франц. Наука, 1987.
Тимофеев 1958 —Л. И. Тимофеев. Очерки теории и истории русского стиха XVIII—XIX вв.
1958.
Токарев 2002 —Д. В. Токарев. Курс на худшее: Абсурд как категория текста у Д.
Хармса и С. Беккета. М.: Новое лит. обозрение, 2002.
Томашевский 1959 — Б. В. Томашевский. Стих и язык. М.; Л., 1959.
Трубецкой 1915 — С.Н.Трубецкой. Логос // Новый энциклопедический словарь
Брокгауза—Ефрона. Т. 24. 1915.
Федоров 1973 — А. А. Федоров. Томас Манн — художник мыслитель: Ав- тореф. дисс....
докт. филол. наук. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973.
Федоров 1981 —А. А. Федоров. Томас Манн: Время шедевров: Томас Манн в период
творческого расцвета. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.
Федоров 1989—А.А.Федоров. Зарубежная литература XIX—XX веков: Эстетика и
художественное творчество. М.: ИзЬ^во Моск. ун-та, 1989.
Фещенко-Такович 2002 — В. В. Фещенко-Такович. «Миф о Слове»: Языковой эксперимент в творчестве
Андрея Белого (1910—1930-е гг.) // Язык и Искусство: Динамический авангард
наших дней. М.: Ин-т языкозн. РАН, 2002.
Фещенко-Такович 2003 — В. В. Фещенко-Такович. «Грамматика может быть пересоздана»: Языковой
эксперимент в творчестве Гертруды Стайн // Изв. РАН: Сер. лит. и яз. Вып. 1.
М., 2003.
Философия в «Энциклопедии» 1994 — Философия в
«Энциклопедии» Дидро и Даламбера. М.: Наука, 1994.
Философск. энциклоп. — Философская энциклопедия. Т. 1.
М.: Сов. энциклоп., 1960; Т. 2. 1962; Т. 3. 1964; Т. 4. 1987; Т. 5. 1970.
Хармс 1992 — Дневниковые записи Даниила Хармса / Публ.
А. Устиновой и А. Кобринского // Минувшее. Историч. альманах. 11. М.; СПб.: Ath- eneum; Феникс, 1992.
Хармс 1999 —Д. Хармс. О явлениях и существованиях. СПб.: Азбука, 1999.
Хинтикка 1980 — Я. Хинтикка. Логико-эпистемологические исследования. ^ М.:
Прогресс, 1980.
Художники народов СССР — Художники народов СССР:
Библиографический словарь. Т. 1—5. М., 1970—1996.
Чёрч 1960 — А. Чёрч. Введение в математическую логику / Пер. с англ. М.:
Изд. иностр. лит., 1960. Т. 1.
Чехов 1986 — А. П. Чехов. В сумерках: Очерки и рассказы: Сер. Литературные
памятники / Изд. подг. Г. Н. Бердников и А. Л. Гришунин. (Издание воспроизводит
первое изд. этого сб. 1887 г.).
Якимович 2000 — А. К. Якимович. Парадигмы XX века // Русский Авангард 1910—1920-х
годов в европейском контексте. М.: Наука, 2000.
Якобсон 1965 — Р.Якобсон. Разработка целевой модели языка в европейской
лингвистике в период между двумя войнами // Новое в лингвистике. Вып. 4. М.,
1965.
Язык и Искусство. Динамический авангард наших дней
2002 — Язык и Искусство: Динамический авангард наших дней: Ин-т языкозн. РАН:
Семинар Ю. С. Степанова «Современная философия языка»: Работы 2002 г. М.: Ин-т
языкозн. РАН, 2002.
Baudelaire 1861 — Charles Baudelaire. L'art romantique. XXII: Reflexions sur Quelques-uns de mes
Contemporains. 1. Victor Hugo // Charles Baudelaire. CEuvres completes: Bibliotheque de la Pleiade. Librairie Gallimard, 1954.
Baudrillard 1991 —Jean Baudrillard. Le systeme des objets. Paris, Gallimard, 1991.
Becker 1959 — M Becker. The Biological Way of Thought. N. Y., 1959.
Bergson 1938 — H. Bergson. Essai sur les donnees immediates de la conscience. P., Alcan, 1938.
Bonnet 1762 — Ch. Bonnet. Considerations sur les corps organises. Geneve, 1762.
Bonnet 1769 — Ch. Bonnet. La palingenesie philosophique, ou idees sur l'etat passe et sur l'etat
futur des etres vivants. Ouvrage destine a servir de Supplement aux derniers
Ecrits de l'Auteur, et qui contient principalement le precis de ses Recherches
sur le Christianisme. Tome premier. Geneve, 1769.
Dumezil 1958 — G. Dumezil. L'ideologie tripartie des Indo-Europeens: Collection Latomus. Vol.
XXXI. Bruxelles, Berchem, 1958.
Deely 1978—John N. Deely. Toward the origin
on semiotics // In: [Sebeok 1978].Ernout, Meillet 1967 — A. Ernout et A. Meillet. Dictionnaire etymologique de la langue latine:
Histoire des mots. 4-e ed., deuxieme tirage augmente de corrections nouvelles.
P., Librairie C. Klincksieck, 1967.
Fauconnier 1994 — G. Fauconnier. Mental spaces: Aspects of meaning construction in natural languages.
Cambridge (Mass.): Cambridge Univ. Press, 1994.
Faure 1909 — Elie Faure. Histoire de l'Art: L'Art antique. P., 1909. L'Art mod- erne. Т. I. P., Livre de poche, 1964
etc.
Fisch 1978 — Max H. Fisch. Peirce's General Theory of Signs 11 In: [Sebeok 1978].
Fourquet 1948—J. Fourquet.
Les mutations consonantiques du germanique: Essai de positions des problemes (= Publications de la Faculte des Lettres de Г Univ. de Strasbourg. N 111). Paris, 1948.
Grimm 1822—J. von Grimm.
Deutsche Grammatik: Erster Theil. Zweite Aus- gabe. Gottingen, 1822.
Hamann 1948 — R. Hamann. Rembrandt. Potsdam, 1948.
Harre 1986 — R. Harre. Varieties of Realism: A Rationale for the Natural
Sciences. Oxford, Blackwell, 1986.
Kandinsky 1962— Wassilij Kandinsky. Ueber das Geistige in der Kunst. Bern, Benteli Verlag, 1962.
Koch 1986—W.A.Koch. Evolutionary
Cultural Semiotics. Bochum, Brock- meyer, 1986.
Mandelbrot 1983 — B. Mandelbrot. The Fractal Geometry of Nature: Updated and Augmented. N. Y., W. H. Freeman and Company, 1983.
Mandelbrot 1995 — B. Mandelbrot. Les objets fractals: Forme, hasard et dimension. 4-t ed., revue. P.,
Champs, Flammarion, 1995.
Mallarme 1945 — Stephane Mallarme. Un coup de des // St. Mallarme. CEuvres completes. Bibliotheque de la Pleiade. Librairie Gallimard, 1945.
Meillet 1965—A. Meillet.
Les origines de la metrique grecque // A. Meillet. Apergu d'une histoire de la langue grecque. P., Librairie C. Klicksieck,
1965.
Nuth 2000 — W. Noth. Handbuch der Semiotik. Stuttgart; Weimar, Metzler, 2000.
Ioannis Saresberiensis 1639 — Ioannis Saresberimsis. Policraticus, sive De nugis Curialium, et vestigiis Philosophorum.
Libri octo. Accedit huic editioni eiusdem Metalogicus. Cum Indice copiosissimo.
Lugdini Batavorum, Ex Of- ficina Ioannis Maire [1639].
Porphyrius 1767 — Porphyrius Tyrius — см. Reiskii
1767.
Proust, Riviere 1955 — M. Proust, J. Riviure. Correspondance. P., Plon, 1955.
Proust, Marcel 1954 — Marcel Proust. A la recherche du temps perdu: I. Du cote de chez Swann. A Г ombre des jeunes filles en fleurs; II. Lo cote des Ger- mantes. Sodome
et Gomorrhe; III. La prisonniere. La fugitire. Le temps retrouve. Bibliotheque
de la Pleiade. Librairie Gallimard, 1954.
Reiskii 1767 — lo.Iacobi Reuskii. Porphyrii philosophi de abstinentia ab esu animalium. Libri quattuor.
Ed. curavit Io. Iacobi Reiskii. Utrecht apud Abra- hanum a Paddenburg, 1767.
Rimbaud 1954 — Arthur Rimbaud. (Euvres completes: Bibliotheque de la Pleiade. Librairie Gallimard, 1954.
Rosenberg 1948—J.Rosenberg. Rembrandt. Vol.1, 2. Cambridge (Mass.): HarwardUniv. Press, 1948.
Russell 1980 — Bertrand Russell. An Inquiry into Meaning and Truth. L., Unwin Paperbacks, 1980.
Sebeok 1978 — Th. A. Sebeok (ed.). Sight, Sound and Sense. (Series «Advances in Semiotics»). Bloomington
and L. Indiana Univ. Press, 1978.
Sebeok 1994—Th. A. Sebeok.
Signs: An Introduction to Semiotics. Toronto, Univ. Press, 1994.
Uexciill 1909 — J. von. Uexcull. Umwelt und Innerwelt der Tiere. Berlin, 1909.
The Unseen Rembrandt 1942 — The Unsen Rembrandt: The Metropolitan Museum of
Art. N. Y.,
1942.
Turing 1952—A.M.Turing.
The Chemical Basis of Morphogenesis // Proceedings of the Royal Society: Philosophical
Transactions. Ser. B, vol. 237, № 640—642, 1952.
Vatery 1957 — Paul Valery. «Le coup de D6s»: Lettre au R6dacteur des «Marges» // Paul Valery. (Euvres. I. Bibliotheque de la Pteiade. P., Librairie Gallimard. 1957