О.Н. Шпарага
ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ПУСТОТЫ
(развернутую в романе В. Пелевина "Чапаев и Пустота")
Есть книги, которые сложно отнести только к
литературе, и именно такое их "не только лишь литературное положение"
в мире книг и публикаций как раз и побуждает обратиться к ним. Книги, привлекающие наше внимание современны, т. е. читая их, можно
установить, угадать, очертить то "здесь и теперь", которое столь
эфемерно. Об этих книгах много говорят и пишут. И в основном - не
философы. При этом именно философов спрашивают, что бы значили все эти критики
и интерпретации. "Чапаев и Пустота", без всякого сомнения, относится
к таким книгам. На мой взгляд, эта книга фиксирует и интересно, неоднозначно
повествует о том, что происходило с нами в 90-е. Именно "Чапаев и Пустота"
создает особый эффект зеркала, в котором неожиданно видишь и узнаешь себя, переживая
от этого массу позитивных и негативных эмоций. Почему это так — над этим и
хотелось бы поразмышлять.
Совершенно очевидно, что субъективный мир, мир моего
сознания, вовсе не является некоторой первичной данностью.
В.
А. Лекторский.
... Потому что я, именно я, стоявший рядом с этим
непонятным человеком (да и человеком ли?), и был той возможностью, тем
единственным способом, которым все эти психбольницы и
гражданские войны приходили в мир. ... все они существовали только потому, что существовал я.
Петька.
Все, что мы видим, находится в нашем сознании, Петька. Поэтому сказать, что наше сознание находится
где-то, нельзя. Мы находимся нигде просто потому, что нет такого места, про
которое можно было бы сказать, что мы в нем находимся.
Чапаев
1. Данное введение в роман "Чапаев и
Пустота" является только одним из возможных и, может быть не самым удачным
введением. 2. Данное введение является мистификацией, причем вырастающей из самого
романа, укоренненой в нем. Мистификацией потому, что
в его основу, как и в основу романа, положена идея пустоты. 3. Эта идея или эта
теория, на мой взгляд, имеет в романе две линии. Роман, можно сказать,
демонстрирует столкновение двух концепций пустоты, а цель романа —
своеобразное преодоление одной концепцией пустоты другой.
О наличии двух концепций свидетельствует уже название
романа: "Чапаев и Пустота". Можно раскрыть это название так:
концепция пустоты как таковой или — в моем изложении мира-пустоты — кроящаяся
под именем Чапаев, и концепция Петьки-пустоты или Я-пустоты, соответственно скрытой под названием Пустота. Но
вернее будет проинтерпретировать название романа так. "Чапаев и
Пустота" — это свернутое название, в развернутом же виде оно выглядит как:
– "Чапаев и Петька
Пустота" (Пустота в романе — это, прежде всего, фамилия Петьки) = концепция Петьки — или Я-пустоты;
– "Чапаев и пустота как таковая" = концепция
пустоты как таковой или мира-пустоты.
Причем
первая концепция или концепция Я-пустоты должна быть
преодолена во второй — в концепции мира-пустоты, что совпадает, как это уже
сказано, с замыслом романа: "фиксацией механических циклов сознания с
целью окончательного излечения от так называемой внутренней жизни". Излечение
от внутренней жизни или преодоление Я-пустоты
фиксируется и отказом от такого названия романа, как "Сад расходящихся Петек", синонима Я-пустоты.
Тут может возникнуть вопрос, зачем оставлять в
названии Чапаева, а не назвать роман просто пустота! Мой ответ таков: несмотря
на то что Я-пустота должна быть преодолена
миром-пустотой, происходит это долго и мучительно. Важную роль в этом
преодолении играет учитель-философ, вернее, определенного рода дискурс — философский дискурс.
Именно этот дискурс объединяет в себе и "древний
монгольский миф о Вечном Невозвращении", и второе отброшенное название
романа "Черный бублик", и самое первое его название "Василий
Чапаев". Этот дискурс не является автором, так
как кто он таков - этот автор-Чапаев - сказать
невозможно. Этот дискурс является возможностью (и
необходимостью) говорения о пустоте, вернее сразу несколькими возможностями.
Эти возможности могут быть поняты как концепции мира, того самого, который,
превращаясь в пустоту, поглощает Я-пустоту. 4.
Наконец, последнее замечание. В моем маленьком сообщении речь пойдет о двух
концепциях пустоты. То, что роман на них завязан, я попытаюсь показать и
доказать на его материале. При этом мне хотелось бы выделить и некоторые
аспекты этих концепций, а именно гносеологический, онтологический и эстетический. На мой взгляд, в романе можно выделить и
другие философские аспекты, например социальный и этический. Все эти аспекты в
романе помогают создать картину постсоветского мира, где на месте мира-Порядка
оказался мир-пустота, а на месте сознания, или Я-идеологии,
— Я-пустота. Причем достоинство романа в том, что, опять же, на мой взгляд, он
не создает некоего метанарратива. Все, что он
предлагает — это "механические циклы сознания" или набор нарративов, которые могут быть упорядочены целым рядом способов,
и какой-то из них будет самым неудачным прочтением романа. Возможно это потому,
опять же, что в основу повествований положена пустота. И настолько же, насколько
это делает выигрышным роман, - воплощает вечную мечту постмодернистов
о преодолении метанарративов — настолько это может
быть расценено негативно в плане реальности или нашего действительного существования,
т. е. возникает вопрос: что же с этим миром-пустотой делать? Как жить,
"когда в реальном мире рушатся устоявшиеся связи, {и} то же самое
происходит и в психике"? Дает ли Пелевин
ответ/ответы на этот вопрос? Что же такое его роман?
Ответы или их отсутствие - оставим на
потом. Пока же обратимся к доводам в пользу нашей гипотезы романа как теории
пустоты, понятой двояко или понятой как конфликт двух пустот: Я-пустоты и мира-пустоты.
Из чего складывается Я-пустота} Я-пустота является
позицией Петьки в спорах с Чапаевым: "можно
сказать, что я - это психическая личность. Совокупность привычек, опыта ... Ну знаний
там, вкусов". И далее: Я полагаю себя, скажем, монадой,
в терминах Лейбница. Эта монада живет в сознании, а
мое сознание в конце концов тоже находится в сознании.
Своего апогея или своего раскрытия достигает эта пустота в концепции Черного
Барона или концепции "Внутренней Монголии".
"Она {Внутренняя Монголия} внутри того, кто видит
пустоту, хотя слово "внутри" здесь совершенно не подходит. И никакая
это на самом деле не Монголия, просто так говорят. Было бы глупей всего
пытаться описать вам, что это такое. Поверьте мне на слово хотя бы в одном – очень
стоит стремиться туда всю жизнь. И не бывает в жизни ничего лучше, чем
оказаться там" (Барон). Как же можно в нее стремиться? Как увидеть
пустоту? — Увидьте самого себя (таков совет Барона Петьке,
он ведь сам - Пустота, поэтому получается каламбур). И далее: в пустоте все
индивидуально, т. е. напрямую зависит от того, кто это видит. Онтология:
"Мир, где мы живем, - просто коллективная визуализация, делать которую нас
обучают с рождения. Собственно говоря, это то единственное, что одно поколение
передает другому... Но какие бы формы ни были нам предписаны прошлым, на самом
деле каждый из нас все равно видит в жизни только отражение своего собственного
духа. И если вы обнаруживаете вокруг себя непроглядную темноту, то это значит
только, что ваше собственное внутреннее пространство подобно ночи"
(Барон). Сюда же относится размышление Котовского о
воске, форма которого изменяется (различные формы Я), он же сам остается (само
Я). И такие замечания Котовского: Ведь именно мысли
мчат к спасению или гибели, потому что и спасение, и гибель, — это тоже, в
сущности, мысли. С этой точки зрения Чапаев говорит о Котовском: "Откуда
мне знать, какой мир создаст Котовский в своем
Париже? Или, правильней сказать, какой Париж создаст Котовский в своем мире?"
То, что все эти размышления свидетельствуют о Я, в котором все происходит,
которое все порождает, не вызывает сомнений. Петька -
в психушке, на поле боя, Петька-поэт декадент, Петька во
Внутренней Монголии с Бароном - все это лики одного Я или сознания. Почему же
оно является пустотой?
Простой ответ: невозможность для Петьки,
пока он придерживается Я-концепции, отделаться от кошмаров, т. е. мучающая его
множественность личностей. При этом Петька пытается
как-то упорядочить собственные внутренние личности-реальности, выделить
приоритетные, обозначив остальные сном. Связывая их
друг с другом, он не признает зияющей между ними пустоты. Он принимает эту
пустоту за некую полноту своего Я, тот самый
"круговорот мыслей", который и есть мир. Однако Барон, например,
видит эту пустоту Я. Она-то и является для него спасением.
Очевидной она является и для Чапаева, отсюда его
поучения, как избавиться от кошмаров. Метод преодоления кошмаров сновидений:
однообразной деятельностью во сне необходимо создать нечто вроде фиксированного
центра. Это точка "не знаю" (точка Я-пустоты).
Сначала ты просыпаешься в нее, а потом - сюда {в реальность}. Но такая же точка
есть в жизни - абсолютно неподвижная, относительно которой вся эта жизнь -
такой же сон, как твои истории. "Все на свете - просто водоворот мыслей,
и мир вокруг нас делается реальным только потому, что ты становишься этим водоворотом
сам. Только потому, что ты знаешь".
В романе есть еще один интерпретационный ход концепции
Я-пустоты. Это размышления психа Володина
о ком-то Четвертом или о Никто, который
"прется" от вечного кайфа. Этот Никто один и есть на самом деле.
Стать Никто так же желанно и необходимо (чтобы переться от вечного кайфа) для Володина, как и попасть
во "Внутреннюю Монголию" для Барона. Как же это можно сделать?
"В том-то и дело, что единственный способ стать четвертым, это перестать
становиться всеми . остальными" (Володин). "Надо одновременно никем не становиться и
перестать быть никем...". Это уже описанная точка "не знаю"
(Чапаев): сначала ты дистанцируешься по отношению к любому из своих реальностей-ликов,
затем отказываешься и от самой позиции, из которой дистанцируешься. И здесь
наступает поворотный момент: ты выходишь за пределы Я-пустоты - в Никуда, в царство вечного Кайфа: на физическом плане - дурдом, а на тонком - неизвестно что (Володин).
Сюда же относится и замечание Чапаева: "Свобода бывает только одна - когда
ты свободен от всего, что строит ум. Эта свобода называется "не
знаю". Итак, Я-пустота - это ускользающая личность Петьки,
это индивидуальная "Внутренняя Монголия", это упрощенная карта
сознания, это Четвертый или Никто. Это онтологическая
карта, поскольку даже читая ее одну можно столкнуться
со смыслами, привычно выходящими за пределы Я. Но в рамках Я-пустоты они не
могут выйти за ее пределы. Отсюда конфликтность,
отсюда фигура Чапая, который признает право такой
концепции на существование, но видит скрытую в ней несвободу. Несвобода эта в
том, что ты являешься рабом своих собственных Я-концепций, ты вынужден
выбирать какую-то из них, но не все сразу, или отказаться от них всех сразу.
Чтобы стать свободным, нужно выйти в мир, но не простой, а совершенно особый -
мир-пустоту.
Что
же такое мир-пустота? Есть опять же простые и сложные ответы. Простые. 1. На
физическом уровне Нигде - это дурдом.
2. В интерпретации Тимур Тимурыча: "Понимаете
ли, мир, который находится вокруг нас, отражается в нашем сознании и
становится объектом ума. И когда в реальном мире рушатся какие-нибудь
устоявшиеся связи, то же самое происходит и в психике ... Это как маленький
атомный взрыв". Стало быть, это мир с нарушившимися связями, принимающий
самые причудливые формы в сознании и самих личностях (мир Чапаева в сознании Петьки, мир "вечной милости" Володина,
мир столкновения "мексиканской мыльной оперы, голливудского блокбастера и неокрепшей русской демократии", Просто
Марии, наконец, мир "суицида на почве алкоголизма" - Сердюка). 3. Более сложный ответ - это, по-видимому, мир самого романа, в
котором повествования или нарративы конфликтуют друг с другом в повествовательном или
временном, стилистическом, философском планах. 4. Самое сложное
объяснение — это, конечно же, концепция пустоты или мира-пустоты самого Чапая. Что же это за концепция (напомним, что именно она
спасает Петьку от кошмаров).
Кое-что о ней уже было сказано. Задавая Петьке — с терапевтической целью — вопросы о том, что же
есть на самом деле, Чапаев постоянно наталкивает своего ученика на мысль, что
никакого смысла "на самом деле" нет. Одна из интерпретаций чапаевского хода размышлений Петькой
выглядит так: все города мира "варятся в огромных адских котлах на огне,
который, как говорят, бушует в центре Земли. И все они — просто разные варианты
одного и того же кошмара, который никак нельзя изменить к лучшему. Кошмара, от
которого можно.только
проснуться".
Ключевым же для понимания мира-пустоты является
размышление Чапаева о самом мире и об Урале: "Где бы ты ни оказался, живи
по законам того мира, в который ты попал, и используй сами эти законы, чтобы
освободиться от них". "Весь этот мир - это анекдот, который Господь
Бог рассказал самому себе. Да и сам Господь Бог - то же самое". Сюда же
относится спор Чапая с Котовским
по поводу воска. Чапай отвечает Котовскому
так: нет ни формы (в представлении Котовского — реальности
Я), ни воска (самого Я), и воск — это формы, но такие, "про которые можно
сказать только то, что ничего такого, что их принимает, нет". В другом
месте. Любая форма — это пустота, значит, пустота - это любая форма. Из этого
следует, что пустота может принимать любую форму — откуда все Петькины реальности. В пустоте-мире все возможно.
Для пояснения Петьке, что же
такое эта пустота, Чапай ему ее показывает. Пустота
оказывается "подобием светящегося всеми цветами радуги потока, неизмеримо
широкой реки, начинающейся где-то в бесконечности и уходящей в такую же
бесконечность... Свет, которым он заливал нас троих, был очень ярким, но в нем
не было ничего ослепляющего или страшного, потому что он в то же самое время
был милостью, счастьем и любовью бесконечной силы — собственно говоря, эти три
слова, опохабленные литературой и искусством,
совершенно не в состоянии ничего передать. ...Этот радужный поток и был всем
тем, что я только мог подумать или испытать, всем тем, что только могло быть
или не быть — и он, я это знал наверное, не был чем-то
отличным от меня. Он был мною, а я был им. Я всегда был им, и больше
ничем". Чапаев определяет для себя этот поток-Ничто
или поток-пустоту как "условную реку абсолютной любви. Если сокращенно -
Урал. Мы то становимся им, то принимаем формы, но на самом деле нет ни форм, ни
нас, ни даже Урала. Поэтому и говорят — мы, формы, Урал". Зачем мы это
делаем? "Надо же чем-то занять себя в этой вечности. Ну
вот мы и пытаемся переплыть Урал, которого на самом деле нет", "...ты
и есть абсолютно все, что только может быть".
Что же объясняет это сложное объяснение, ставшее в
канве романа решающим моментом в судьбе Петьки: он
сначала попал сразу во все реальности, а из них - в "милую его сердцу
Внутреннюю Монголию"? Преодоление Я-пустоты
миром-пустотой не является простым поглощением вторым первого. Это видно из
ощущений Петьки, Я которого оказалось единым с
потоком. Я должно участвовать в этом мире: в поток нужно нырнуть, хотя он — это
ты. Столкнувшись с пустотой мира, а это неизбежно и нормально, но, видимо, не в
такой радикальной форме, как это происходит с героями романа, а, например, в
форме многообразного (западного) мира, многообразие которого оборачивается
время от времени пустотой, не следует уходить в Я, которое тогда
и оказывается всем или пустотой. Пустота, по-видимому, должна быть воплощена в
какую-то форму мира, в котором Я — активный элемент. Пустой
мир нуждается в своих концепциях, которые напрямую связаны с концепциями Я.
Построение этих концепций начинается с той самой свободы, которая появляется не
только свободой от - пустоты мира и Я, но и свободой для — создания концепций
мира, которые во-многом уже в нем заложены и конструируются, в чем большую роль
играет философский дискурс. Отправляя
своего главного героя во Внутреннюю Монголию — важно отметить, что это
Внутренняя Монголия в чапаевском понимании, — Пелевин открывает такую соблазнительую
для интеллектуала концепцию мира, как мир-в-себе, но сам же выходит за пределы
этой концепции, говоря о неизбежности переплывать Урал, придавая ему (миру) и
себе различные формы, руководствуясь при этом "опохабленными
литературой и искусством милостью, счастьем и любовью". И
последнее замечание или вывод:
"Чапаев
и Пустота" - это картина прежде всего
мира-пустоты или радикально изменившегося мира 80-90-х гг.
Что касается концепции Я-пустоты,
то можно прочесть ее как одну из самых распространенных и болезненных реакций
на ситуацию мира-пустоты, уход в себя или в какую-либо разновидность пустоты - Я
и мира.
Выходит ли Пелевин в
"Чапаеве и Пустоте" за пределы показа такой картины? На мой взгляд,
да: а) тем, что задает ее многообразно: философски, литературно,
психологически; б) тем, что его объяснения, ходы мыслей героев могут быть
поняты как попытки создания концепций мира, превращения пустоты в многообразие
таких концепций. Свидетель ством этому могут служить
оттенки в понимании самой пустоты Чапаем и Петькой, Котовским и Бароном,
Тимур Тимурычем и Володиным.
При чем эти концепции должны заключать в себе самые разные порядки и дискурсы: экономический, политический, этический, эстетический и — что чрезвычайно важно — личностный. Концепцию
мира невозможно построить из Я,
как и без участия Я. Концепции мира вообще невозможно не строить, особенно в
ситуации мира-пустоты. Иначе мир-пустота превратится в мир — регламентированный
порядок, а Я-пустота — в Я-регламентированную
идеологию. Рубеж между ними очень неустойчив и так и стремится принять форму всепоглащающего сознания, психушки или чего-то такого. Добавьте сами, чего,
дабы избежать ловушки.
P.S. В ходе дискуссии по поводу
данных размышлений было высказано мнение, что Чапаев и Петька
так и не приходят к единой "концепции" (само это слово вызвало
критические возгласы постмодернистов) в том смысле,
что концепция Я-пустоты преодолевается концепцией мира-пустоты, а скорее на
страницах романа разворачивается продуктивный диалог, участники которого,
демонстрируя свои концепции, обогащают друг друга без окончательного поглощения
одной концепции другой. Я-пустота (Петька, ловящий свою золотую мечту) и мир-пустота (деятельный
Чапаев на броневике, создающий новые миры) сосуществуют в диалоге, обогащают
друг друга изложением собственных стратегий существования, встречаются после
непродолжительной разлуки, чтобы бороздить различные реальности вдоль и
поперек. Не символизирует ли такая модель диалога современную интеллектуально-философскую
ситуацию постсоветского общества? Теперь вместо единой идеологии в диалоге
сосуществует множество "концепций", в том числе и крайние - мира и я.
Время от времени они пересекаются (как, например, в моей интерпретации), но
совсем не обязательно, потому что обмен и "совершенствование каждого из
участвующих в диалоге" (Д. Майборода),
по-видимому, более важное явление для заполнения той пустоты, очевидцами
которой все мы стали.