В. Каменский
ПУТЕШЕСТВИЕ ТРЕХ
Футуризм перекинулся радугой на
сером небе расейского бытия. Напрасно старались газеты — эти кладбищенские
ведомости — назвать наше движенье, нашу революцию в искусстве, наше новаторство
открывателей просто «сезонной модой» или «общественным сумасшествием»;
напрасно травили нас, называя «воображающими себя гениями» или «калифами на
час», которые вот-вот обанкротятся и «не выдержат марки»; напрасно откровенно
доносили полиции, что мы развращаем, революционизируем шальную молодежь, что
мы «разжигаем страсти», устраивая публичные «скандалы».
Напрасно Яблоновский в «Русском
слове» писал о нас фельетоны под заглавием «Берегите карманы».
Вся эта гнусная газетная пачкотня
только прибавляла, укрепляла наших бесчисленных сторонников, и наконец
отовсюду, изо всех городов России мы стали получать телеграммы с приглашением
выступить с лекциями о футуризме.
Слава о нас, как говорится, «ушла
далеко за пределы отечества».
После ряда густых выступлений в Москве
и Петербурге мы решили двинуться по городам России, куда нас призывали.
Первым посетили Харьков.
Газеты встретили:
ФУТУРИСТЫ
В ХАРЬКОВЕ
Вчера на
Сумской улице творилось нечто сверхъестественное: громадная толпа запрудила улицу.
Что случилось? Пожар? Нет. Это среди гуляющей публики появились знаменитые
вожди футуризма — Бурлюк, Каменский, Маяковский. Все трое в цилиндрах, из-под
пальто видны желтые кофты, в петлицах воткнуты пучки редиски. Их далеко
заметно: они на голову выше толпы и разгуливают важно, серьезно, несмотря на
веселое настроение окружающих. Какая-то экспансивная девица поднесла футуристам
букет красных роз и, видимо, хотела сказать речь, но, взглянув на полицейского
надзирателя, ретировалась. Сегодня в зале Общественной библиотеки первое выступление
футуристов. Билетов, говорят, уже нет, что и требовалось доказать. Харьковцы
ждут очередного «скандала».
Но, разумеется, никакого «скандала»
не было, если не считать шума, криков, обычной возбужденности молодежи,
переполнившей концертный зал.
Выступление повторили.
И опять полно.
Наши номера в гостинице с утра
осаждались группами харьковской горячей молодежи.
Многие приносили наши книги, чтобы
мы дали автографы.
Я почти всем подписывал «Сарынь на
кичку!», как просили.
Разинские стихи, как вселяющие дух
бунта, нравились больше всего.
На афишах я печатался:
«Пилот-авиатор Императорского Всероссийского аэроклуба» — это делалось для
благополучия губернаторского разрешения афиши, ибо обычно полиция, взглянув на
афишу, разрешения не давала, а посылала за визой к губернатору, к которому я
ходил лично.
Показывал «его превосходительству»
диплом авиатора, где было сказано, чтобы власти оказывали мне всяческое
содействие.
Потом показывал афишу с выделенным
заглавием «Аэропланы и поэзия».
Губернатор недоумевал:
—
Но причем же тут
футуризм? Что это такое? Зачем?
Я объяснял, что футуризм главным
образом воспевает достижения авиации.
Губернатор спрашивал:
—
А Бурлюк и
Маяковский тоже авиаторы?
Отвечал:
—
Почти...
—
Но почему
же,—интересовался губернатор,— вокруг ваших имен создается атмосфера скандала?
Отвечал:
—
Как всякое новое
открытие, газеты именуют «сенсацией» или «скандалом» — это способ создать
«бучу», чтобы больше продавалась газета.
—
Пожалуй, это
правда,— соглашался губернатор и неуверенной рукой писал: «Разрешаю».
А газеты действительно густо
наворачивали всяких фельетонов, статей, интервью, пускаясь в самое развеселое
плаванье по лужам остроумия.
Например, в том же Харькове после
первого выступления писали:
«...верзила
Маяковский, в желтой кофте, размахивая кулаками, зычным голосом «гения» убеждал
малолетнюю аудиторию, что он подстрижет под гребенку весь мир, и в
доказательство читал свою поэзию: «парикмахер, причешите мне уши». Очевидно,
длинные уши ему мешают. Другой «поэт-авиатор» Василий Каменский, с аэропланом
на лбу, кончив свое «пророчество о будущем», заявил, что готов «танцевать танго
с коровами», лишь бы вызвать «бычачью ревность». Для чего это нужно — курчавый
«гений» не объяснил, хотя и обозвал доверчивых слушателей «комолыми мещанами,
утюгами и вообще скотопромышленниками». Однако его «Сарынь на кичку!» — стихи
самые убедительные: того и гляди хватит кистенем по голове. Но «рекорд
достижений футуризма» поставил третий размалеванный «гений» Бурлюк, когда, показав
воистину «туманные» картины футуристов, дошел до точки, воспев в стихах
писсуары!!! Надо же было додуматься до подобного «вдохновенья». О, конечно,
успех у футуристов был громадный, невиданный, похожий на «великое событие» в
наши скучные дни, но этот успех делает молодежь, которой очень нравится, что
футуристы смело плюют на признанных всем миром настоящих жрецов алтаря
искусства».
В этом последнем случае мы в самом
деле не стеснялись, ибо этой тактикой разрушали «ореол величия» далекого
прошлого, перед которым все были в «священном преклонении», кроме нас, устремленных
в будущее.
В Полтаве, где выступали после
Харькова, нам свистали даже за Надсона, попавшего на зуб мудрости.
Однако и «полтавская битва» не
оставила желать лучшего.
В Полтаве, между прочим, со мной
познакомились (пришли в театр, где мы читали) две старушки, которые
назвали себя родственницами Гоголя; они предлагали купить шкатулку Гоголя, наполненную
его же большими письмами, присланными из Москвы близким родным.
Из разговоров я узнал, что письма
хранятся неопубликованными и в этой же шкатулке имеются записки — нечто вроде
дневника.
Я бы и купил, но за всем этим надо
было поехать куда-то под Полтаву, где проживали старушки.
Мы же спешили в Одессу, где были
объявлены выступления.
И теперь я очень сожалею, что не приобрел
эту шкатулку с письмами Гоголя, которого любил с детства.
Мне скажут: но ведь вы, футуристы,
не признавали старых гениев.
Повторяю: это была
«дипломатическая» тактика.
И сейчас я убежден, что и Гоголь, и
Пушкин ничего общего с современностью не имеют, но это им не мешает оставаться
на своих пьедесталах.
Когда мы на лекциях сталкивали всех
«кумиров» литературы с «парохода современности», это следовало понимать
аллегорически.
Ибо мы не меньше других знали
ценность и Рафаэля, и Пушкина, и Гоголя, и Толстого.
По этому случаю в Одессе мы
выдержали особо свирепый натиск газетной критики, да и слушателей из партера
одесского общества.
Сделав обычный «авиаторский» визит
к губернатору, получив разрешенье, мы выступили в городском театре, до потолка
переполненном пестрой публикой.
Знакомый по Петербургу критик Петр
Пильский сказал крепкую вступительную речь, как блестящий адвокат, защищающий
«тяжелых преступников».
За ним выступил я с докладом
«Смехачам наш ответ», где дал достойную отповедь нашим врагам.
Но едва коснулся литературной
богадельни седых «творцов, кумиров и жрецов», как в партере зашикали,
загалдели, а на галерке захлопали.
Замечательно, что каждый город
защищает какого-нибудь одного из писателей, которого никак трогать нельзя.
В Одессе таким оказался Леонид
Андреев.
Можно всех святых свалить с
«парохода современности», но Леонида Андреева не тронь.
Я было «тронул» Андреева за
убийственный пессимизм, но меня затюкали.
С таким же «успехом» выступил
Маяковский, остроумно «наподдававший» малокровным символистам-поэтам.
Коньком Маяковского являлся
Бальмонт, как Рафаэль у Бурлюка.
Но когда Бурлюк дошел до «Я смотрю
на беременный памятник Пушкину» и, особенно, до своих «писсуаров» — тут
поднялся скандальный гвалт.
Поклонники «изящной поэзии»
оскорбились.
Между прочим, когда я читал
авиаторские стихи, из первого ряда партера встал генерал (какое небывалое
нарушение «общественного спокойствия»: даже генерал говорит с
места, как на собрании. По тем временам это было невероятно до строгой
ответственности) и заявил:
—
Весь мир
преклоняется перед героями воздуха. А тут какой-то футурист Каменский декламирует
возмутительные стихи об авиаторах. Да если бы этого футуриста хоть раз посадить
на аэроплан, он не смел бы писать подобные неприличные стихи и связывать авиацию
с футуристами. Это непозволительно!
Партер горячо аплодировал генералу,
вспотевшему от возмущения и несдержанности.
Но тут-то я и выиграл «куш», когда
спокойно объяснил свое авиаторское право и пригласил генерала проверить мой
диплом с фотографическим портретом.
Генерал пришел на сцену, проверил,
извинился.
А театр устроил мне овацию.
Бурлюк крикнул в зал:
—
Вот когда вы так
же проверите идеи футуризма—вы станете не меньше восторгаться.
Теперь аплодировали Бурлюку.
Вообще наши выступления носили характер
митингов, где на первом плане горела возбужденность собравшихся.
В Одессе прошло несколько рядовых
выступлений, и все — с неостыва- ющим успехом.
В гостинице, на улицах была обычная
картина: нас окружала неисчерпаемая смена молодежи, начиненная нашими стихами и
лозунгами искусства молодости—футуризма.
Эта передовая молодежь превосходно
нас понимала, ценила наше движенье, и никакие провокаторские гнусные газетные
статьи не могли помешать нашему торжественному шествию.
Нас понимали и в том отношении, что,
будучи убежденными революционерами, мы не имели возможности сказать об этом
открыто, но так или иначе мы революционизировали молодые умы, в свою очередь
травили буржуазию, бунтовали против «устоев» тюремного бытия, издевались над
«внутренним» мещанством духа, толкали к новому мироощущению, будоражили жизнь.
Полагаю, что в эти жуткие дни
реакции, когда в тех же «Южных мыслях» и «Одесских новостях», в тех же номерах
газет (они у меня хранятся), где травили нас, жирным шрифтом печатали названия
телеграмм и самые телеграммы «К освящению храма в память
300-летия дома Романовых»,—в эти дни читать публично
Сарынь
на кичку! было достаточно крепким
доказательством наших убеждений.
Ведь почти каждый раз (и в Москве,
и в Петербурге) после выступлений меня водили в участок «для составления
протокола».
Диплом пилота-авиатора выручал и
тут.
Я давал подписку, что не буду
читать подобных вещей и, конечно, читал всюду.
Здесь, разумеется, нет и капли
«геройства» (сейчас все расценивается по-другому — это ясно), но тогда это было
«проблеском» во тьме.
Только живые свидетели, которых еще
много, могут вспомнить и наши заслуги, заслуги русских футуристов, сыгравших
свою историческую роль.
После одесской «бучи» мы поехали в
Кишинев, потом в тот самый Николаев, где я спал в гробу, где работал у
Мейерхольда.
Былое «бюро похоронных процессий»
скончалось, старики Грицаевы умерли, семья разлетелась.
Мы выступали в театре, в котором я
когда-то играл под наблюдением закулисных глаз Всеволода Эмильевича
Мейерхольда.
К подъезду нашей гостиницы
привалила большая толпа молодежи и потребовала нашего выхода на улицу для
прогулки.
И мы гуляли по Соборной в тесном
кольце юношей и девиц, читавших наши стихи.
Наряд полиции следовал за нами по
мостовой.
Зачем? Неизвестно.
Много неизвестного происходило
вокруг нашего появления.
Рекорд неизвестности остался за
Киевом.
К началу нашего выступления в Киеве
к подъезду театра пригнал отряд конной полиции.
Около театра собрались кучки
студентов и пели «Из страны, страны далекой, с Волги-матушки широкой».
Полиция разгоняла студентов.
Когда мы подходили к театру, к нам
кинулось из толпы несколько студентов с пламенными вопросами:
— Вы за революцию?
Мы успокоили.
Студенты убежали.
Когда подняли занавес в театре, мы
ахнули: на каждые десять человек переполненного зала торчали полицейские.
Такого зрелища я не видал никогда.
Что случилось? Никому не известно.
Мы подвесили на канатах рояль вверх
ногами и под ним выступали.
Общая картина та же, что и в
Одессе, и всюду.
Только на следующий день газета
«Киевская мысль» напечатала:
ФУТУРИСТЫ
В КИЕВЕ
Вчера
состоялось первое выступление знаменитых футуристов: Бурлюка, Каменского, Маяковского.
Присутствовали: генерал-губернатор, обер-полицеймейстер, 8 приставов, 16 помощников
приставов, 25 околоточных надзирателей, 60 городовых внутри театра и 50 конных
возле театра.
По-моему, это была самая
замечательная статья о наших выступлениях.
После нескольких лекций в Киеве
поехали в Саратов и потом в Самару.
В Самаре нас почему-то чествовала
городская управа (в одном частном доме).
Секретарь управы, по поручению
«городского головы», спросил наши имена-отчества.
Я сказал:
—
Этот—Давид
Давидович, этот—Владимир Владимирович, а я — Василий Васильевич.
—
Нет, это не может
быть! — воскликнул секретарь управы,— нет, это неудобно. Я спрашиваю серьезно,
сейчас «голова» будет говорить речь, и если он так вас назовет—все, право,
засмеются. Пожалуйста, скажите.
—
Но нас так зовут
в самом деле.
—
Нет, это
неудобно. Смешно. Ей-богу, вы это придумали. Уж лучше разрешите по имени и фамилии,
как указано на ваших афишах.
—
Разрешаем.
Из речи «головы» мы поняли, что
самарская «голова» — большой либерал. Он прямо произнес:
—
На фоне печальной
русской действительности вы, футуристические поэты, самые яркие и свободные
люди. Ура!
Это нас ободрило — мы двинулись
взять Казань.
В огромном зале Дворянского
собрания казанские студенты, запрудившие проходы и окна, так нас горячо
приветствовали, что полицеймейстер шесть раз прерывал наше выступление, кричал:
—
Пока не
прекратится скандал—я не позволю продолжать!
Страсти бушевали бурей на Волге.
Едва доплыли до берега.
«Скандал», как всюду, заключался в
том, что молодая аудитория неистовствовала, кричала, свистала, топала, хлопала,
веселилась.
Полицеймейстеры нервничали.
А мы привыкли и продолжали.
Посетили Пензу.
В Пензе уже существовал
«футуристический дом»—германская семья Константина Карловича Цеге, где часто
гостили известные художники- футуристы: Владимир Бурлюк, Владимир Татлин,
Аристарх Лентулов.
Сам Цеге учился в пензенской
гимназии вместе с Мейерхольдом.
В доме Цеге жили наши книги,
картины, музыка, стихи.
Дальше побывали в Ростове-на-Дону,
Баку, Тифлисе.
Тифлисская молодежь, прокопченная
солнцем, встретила с исключительным грузинским темпераментом.
Пламенная публика жарилась в
театре, как шашлык на вертеле.
Отдельные фразы, лозунги, вроде
«нажимай на левую», стихи, ответы на реплики принимались взрывами горячности.
Наши прогулки по Головинскому были
скольцованы грудами сияющей юности.
«Тифлисский листок» злился:
«...этим
прославленным «провозвестникам будущего» мало, тесно в
театрах,
так они разгуливают по Головинскому в своих желтых облаченьях, собирая уличные
толпы и тем мешая пешеходному движению. Пора это «столпотворенъе» прекратить».
После ряда тифлисских выступлений в
оперном театре и в гостях мы побывали еще в разных городах и наконец вернулись
в Москву в самом воинственном состоянии закаленных бойцов.
Стремительное путешествие в
«экспрессе футуризма» по многим городам России, победные следы оставленных битв
и там, на местах сражений, оставшаяся армия молодых последователей—весь этот
рейд убедил нас продолжать завоеванья дальше с удвоенной возрастающей энергией
опытных мастеров.
От нас ждали новых книг, свежих
работ.
Маяковский призывал:
Читайте железные книги!