ЧАСТЬ I. СМЕРТЬ
«НОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ».
КРИЗИС
В АРХИТЕКТУРЕ
В
1974 г. Малькольм Мак-Юен написал книгу под таким названием, в которой обобщил
английскую точку зрения на недочеты «Нового движения» (интегрированного
капитализмом, подобно всем мировым религиям)[1] и на те меры, которые
в связи с этим следует предпринять. Обзор был написан мастерски, однако
рекомендации автора совершенно не укладывались ни в какие рамки: автор видел
выход в реконструкции крошечного административного органа — Королевского
Института Британских Архитекторов путем изменения отчасти его содержания, а
отчасти — формы, как будто бы изменения такого рода могли исключить многочисленные
причины кризиса. Позвольте же мне воспользоваться его эффектным
анализом, но не его выводами, взяв за пример типичного гротеска новой
архитектуры» лишь один типологический раздел — современные отели.
Новый
«Пента-отель» в Лондоне насчитывает 914 номеров, что почти в 9 раз превышает
средние размеры отеля 50-летней давности, и выдержан (как говорят декораторы)
«в теме» Интернационального стиля, а также в манере, которая может быть
названа модерновой манерой оформленного Вазарели[2]
зала ожидания аэропорта. На пути к лондонскому аэропорту возникло неподалеку
друг от друга около 20 таких левиафанов. Эта «Отельландия» так нарушает масштаб
и саму жизнь города, что равносильна нашествию захватчиков, роль которых
выполняют туристы.
В
эти свежесформированные батальоны зданий с их ложноблагородными именами входят
отель «Черчилль» (500 номеров, выдержан в помпейско-палладианском стиле з духе
Роберта Адама); отель «Империал» (720 номеров, интернациональный стиль внутри,
а снаружи — а-ля Юлий Цезарь в ультрасовременных материалах); «Парк- Тауэр»
(300 номеров, развивает тему «кукурузного початка», а внутри — разнообразные
мотивы «солнечного взрыва»).
Непременная
особенность этих отелей, построенных между 1969 и 1973 гг., состоит в том, что
они, обеспечивая исключительно современные услуги типа воздушного
кондиционирования, в то же время выдержаны в стилях старого мира и используют
мотивы от рококо, готики, стиля Второй империи, до комбинации всех трех
стилей. Соединение старых форм с современным оборудованием оказывалось
неизменно успешным в нашем потребительском обществе, и этот эрзац послужил главным
коммерческим вызовом ортодоксальной «новой» архитектуре. Но в одном очень
важном смысле, в понятиях архитектурного производства, и эрзац, и «новая»
архитектура в равной степени способствуют созданию атмосферы отчуждения и тому,
что Мак-Юен называет «кризисом». Я попытался выявить различные причины
существующего положения — а их по меньшей мере 11 — и показать, как они действуют
в двух современных способах архитектурного производства (отраженных в двух
правых колонках таблицы).
В
таблице (см. с. 137) представлены три системы архитектурного производства.
Левая колонка раскрывает смысл старой, частной системы производства, а правые
— показывают две современные системы. Критики современной архитектуры подчеркивали
некоторые из этих одиннадцати позиций кризиса, однако, очевидно, позиции эти
множественны и взаимодействуют как система внутри экономической сферы. Вопрос в
том, сколько переменных должно быть изменено, чтобы изменилась система.
Для
противопоставления в первой колонке слева характеризуется старая система
частного мелкого, индивидуального архитектурного производства, действовавшая в
основном до первой мировой войны, когда архитектор лично знал своего клиента,
возможно, разделял его взгляды и имел общие с ним эстетические вкусы. Самым
ярким примером этого является вилла «Чизвик» лорда Берлингтона, при
строительстве которой сложилась необычная ситуация: архитектор был и строителем
(или подрядчиком), и заказчиком, и потребителем одновременно. Поэтому отсутствовало
несоответствие между его весьма элитарными, предназначенными для избранных
эстетическими предпочтениями (сдержанный интеллектуальный вариант
палладианского языка), и его образом жизни. Подобное единство существует и
сегодня, хотя и в более скромных масштабах и сравнительно редко — в случаях
«самостроя» — самодеятельного строительства жилых домов за пределами городских
центров Америки, или в скоплении домов-лодок в заливе Сосалито (Сан-Франциско),
где каждый дом-лодка строится самим жителем в соответствии с собственным вкусом
в манере, отличной от других. Эти самодельные дома — свидетельство тесного
взаимодействия и даже совпадения значения и формы в архитектуре — в случае,
когда строительство идет в ограниченных масштабах и контролируется самими
жителями.
Другим
фактором, определявшим именно такой тип архитектурной продукции, в прошлом являлась
мини-капиталистическая экономика, в рамках которой средства были весьма ограничены.
Архитектор или гипотетический застройщик каждый раз проектировал относительно
небольшие части города, он работал медленно, откликаясь на давно устоявшиеся
запросы, и был всецело подотчетен заказчику, который неизменно являлся также и
потребителем. Все эти и другие факторы, показанные в диаграмме, в своей
совокупности предопределяли архитектуру, понятную заказчику, и язык архитектурных
форм, доступный всем людям.
Во
второй и третьей колонках показано, как в основном создается архитектура
сегодня и почему она выпадает из масштаба исторических городов и взаимно
отчуждает архитектора и общество. Во-первых, в экономическом аспекте она либо
производится по ведомству народного благосостояния, у которого недостает
средств, чтобы претворить в жизнь ориентированные на общественное благо замыслы
архитекторов, либо финансируется капиталистическим сектором, и в этом случае
монополии вкладывают гигантские средства и, соответственно, возникают
гигантские сооружения. Например, «Пента-отель» принадлежит Европейской
корпорации отелей, консорциуму пяти авиалиний и пяти транснациональных банков.
Эти десять корпораций совместно создают монолит, который по финансовому
определению должен привлекать массовый вкус, т. е. на уровне среднего класса. В
конечном итоге дело не в низком по существу уровне этого вкуса, а в
экономических требованиях, которые детерминируют масштаб и определенность результата,
заставляют архитектуру стать такой навязчиво претенциозной и жесткой.[3]
Во-вторых,
при современном типе архитектурного производства деятельность архитектора побуждается
либо абстрактным желанием «решить проблему», либо (когда архитектор оказывается
просто разработчиком в крупном проектном коллективе) стремлением «сделать
деньги». Почему последняя мотивация не способствует созданию полноценной
архитектуры, как это было в прошлом, остается загадкой (если только это не
связано с непреодолимым давлением определенного общественного вкуса).
Совершенно очевидно, однако, почему абстрактное «решение проблем» не создает
архитектуры. Вместо нее продуцируются «рациональные» решения излишне
упрощенных вопросов, и все это выполняется в «стерильных формах».
Все же наиболее существенной причин отчуждения
архитектуры является огромный масштаб современных проектов: отели, гаражи,
торговые центры и жилые комплексы «слишком велики», равно как и архитектурные
учреждения, в которых они проектируются. Что значит — слишком велики? Очевидно,
не существует простого ответа на этот вопрос, и еще лишь предстоит его
детально исследовать применительно к различным типам строительства. Тем не
менее, уже сейчас проблема может быть сформулирована в общем виде и названа
«законом уменьшения» архитектуры Ивана Иллича»— по аналогии с его
исследованиями контрпродуктивного роста в других областях.[4]
Можно полагать: для каждого
типа строительных объектов существует предел
численности людей, превышение которого ведет к ухудшению качества обслуживания
и среды в целом. Так, уровень обслуживания в очень больших лондонских отелях
снизился из-за сложности полного укомплектования многочисленного персонала.
Что же касается собственно туризма, то причина снижения его качества кроется в
том, что с туристами обращаются как со стадом скота, которое перегоняют из
одного места в другое непрерывным и ровным потоком. Запрограммированное,
непрерывно длящееся развлечение и заталкивание людей в очереди, загоны, на
движущиеся конвейерные линии — процесс, который был доведен до совершенства
Уолтом Диснеем[5] и теперь практикуется
во всех областях массового туризма, принося в итоге контролируемые,
мягкоубаюкивающие впечатления. То, что начиналось как поиск острых приключений,
окончилось всеобщей тотальной предопределенностью. Чрезмерный рост масштабов и
рационализация процесса стали противоречит*, самим целям, для осуществления
которых и был создан институт туризма и планируемых путешествий.
Вышесказанное
верно и в отношении крупных архитектурных офисов. Качество проектирования
снижается в них из-за того, что никто не осуществляет контроль над всей
работой от начала до конца, а также потому, что господствует стремление строить
быстро и эффективно согласно апробированным рецептам (рационализация вкуса и
его превращение в штамп на основе статистического усреднения стиля и темы).
Более того, при разработке таких крупных зданий, как «Пента-отель», архитектуру
приходится создавать для заказчика, которого никто из проектировщиков
конкретно не знает (это невозможно, так как заказчик — это десять корпораций) и
который в любом случае не будет непосредственно пользоваться зданием. Короче
говоря, современные здания отвратительны, грубы и чересчур огромны потому, что
создаются исключительно ради выгоды анонимными разработчиками для анонимных
заказчиков и анонимных потребителей, действительные вкусы и предпочтения которых
неизвестны и поэтому принимаются за усредненные (стандартные, клишированные).
|
19 |
Итак,
следовательно, существует не одна причина кризиса архитектуры, а система
причин; и, очевидно, что изменение лишь стилистики или идеологии архитекторов,[6] как предполагают
многие критики, не изменит ситуации в целом. Как бы ни была сильна неприязнь к
«международному» стилю или брутализму, к стремлению к выгоде, к бюрократии,
гигантизму или к чему бы то ни было еще, что могло бы рассматриваться в
качестве козла отпущения,— ничто само по себе не изменит положения вещей вокруг
и не создаст гуманного окружения. Может сложиться впечатление, что нам следует
изменить всю систему архитектурного производства сразу, все выявленные нами 11
причин одновременно. Однако такой радикальный поворот, может быть, и
необязателен. Возможно, некоторые причины — вообще лишние, одни более важны,
чем другие, и нам следует изменить совокупность лишь некоторых из них.
Например, если бы крупные архитектурные офисы были бы заменены небольшими
бюро, надежно контролирующими и финансирование, и проектирование, и эти бюро
стали бы работать в тесном контакте с подлинными потребителями зданий,— это
могло бы оказаться достаточным. Кто знает? Следует провести эксперименты с различными
переменными. Все, что можно сказать по этому поводу, заключается в следующем: существующая
ситуация обусловлена причинами системного характера, которые должны изменяться
как структура, если мы добиваемся коренных изменений. Я прослежу только за
двумя причинами кризиса: как «новое движение» обеднило язык архитектуры на
уровне формы;
и как само оно
претерпело обеднение на уровне содержания, т. е. социальных целей, ради которых
оно фактически творило.
ОДНОМЕРНАЯ ФОРМА
Для общей характеристики
архитектуры, создаваемой на базе одной (или нескольких) упрощенных ценностей, я
буду употреблять термин «одномерная»[7]. Без сомнения, с точки
зрения выразительности, архитектура Мис ван дер Роэ и его последователей
является самой одномерной формальной системой из всех, которые мы имеем, потому
что она использует ограниченный круг материалов и простую прямоугольную
геометрию построения форм. Характеризуя этот скупой стиль, его называли рациональным
(хотя на самом деле он был неэкономичен) и универсальным (хотя сн отвечал лишь
немногим функциям). Выдержанная в этом стиле коробка из стекла и металла стала
единственной и наиболее распространенной формой в современной архитектуре, и
повсюду в мире она воспринимается совершенно однозначно, не означая ничего
иного, кроме «здания офиса».
Однако
руками Миса и его последователей эта обедненная формальная система была
настолько фетишизирована, что стала подавлять все остальные соображения.
Соответствуют ли, подходят ли металлические тавровые балки и панели из стекла
для жилых домов? Этот вопрос Мис отклонил бы как неуместный.
В
целом вопрос об уместности, «декоруме», который обдумывался каждым
архитектором от Витрувия до Лютьенса, был отнесен к разряду устаревших
универсальной грамматикой Миса и его универсальным презрением к месту строительства
и функции объекта. (Он считал функцию слишком эфемерной и условной, чтобы
оказывать на архитектурное решение значительное влияние.)
Впервые
он классически применил навесную стену в жилищном строительстве, а не для
зданий офисов и, очевидно, не для функциональной цели и не в интересах
выразительности, смысловой коммуникации, а лишь вследствие того, что был
поглощен идеей совершенствования некоторых формальных проблем. В данном случае
он концентрировал внимание на пропорциональном отношении тавровых балок к
панелям заполнений, стеклянным поверхностям, несущим колоннам и артикулированным
членениям фасадов. Он держал детали всех этих фасадных элементов в натуральную
величину вблизи своей чертежной доски, чтобы никогда не терять из виду своих «любимцев».
Более
важный вопрос, таким образом, перед ним не возник: что будет, если жилые дома
станут похожи на офисы, или если эти две функции станут неразличимы? Ясно, что
чистым итогом было бы ослабление и компрометация обеих функций в результате их
уравнивания: жилье и работа стали бы неразличимы на самом банальном, буквальном
уровне и невыраженны на уровне более высоком, метафорическом. Психологические
обертоны двух этих различных видов деятельности остались бы невыявленными, утерянными,
случайными.
Другой
шедевр «новой архитектуры»—Гражданский центр в Чикаго, спроектированный одним
из последователей Миса, также обнаруживает эту невнятность коммуникации.
Протяженна, горизонтальные пролеты, членения из темной стали выражают идею
«конторского здания», «мощи», «чистоты», а деталировка фасадной поверхности
выявляет «техничность оснащения». Однако эти примитивные (и подчас ошибочные)
значения говорят нам не слишком много. На самом элементарном, буквальном уровне
здание не выражает ни своей высокой общественной функции, ни, что еще более
важно, социальных и психологических значений ответственной созидательной
задачи (быть местом встреч жителей Чикаго).
Как
может архитектор оправдать такое невыразительное здание? Ответ заключается в
профессиональной идеологии, считающей необходимым символизировать лишь
процессы и изменения в области технологии и строительных материалов. «Новое
движение» фетишизировало средства, и Мис в одном из своих редких, загадочных
афоризмов, которые слишком шутливы или скорее бредовы, чтобы не обращать на них
внимания выразил этот фетиш:1 «В индустриализации я вижу центральную
проблему строительства в наши дни. Если мы успешно проведем эту индустриализацию,
социальные, экономически
технические,
а также художественные проблемы будут легко решены» (1924 г.)[8].
А
как насчет теологических и гастрономических «проблем»? Странная неразбериха
значений в архитектуре, к которой может привести такой подход,
продемонстрирована самим Мисом в городке Иллинойского технологического
института в Чикаго, где объединен достаточно широкий круг различных функций,
чтобы мы могли считать его (городок) своего рода микрокосмом, отразившим всю
полноту сюрреалистического мировосприятия автора.
Он
в основном пользовался своей универсальной грамматикой стальных тавровых балок
с заполнением из стекла и светло-коричневого кирпича для того, чтобы сказать
обо всех важных функциях: жилье, учебные аудитории, залы собраний, помещения
студенческого союза, магазины, церковь и т. д. Если мы рассмотрим серию этих
зданий по очереди, то увидим, насколько запутан их язык как буквально, так и
метафорически.
Характерный
прямоугольный блок мог бы быть расшифрован как учебный корпус, где студенты
выдают на конвейер одну за другой схожие
идеи
— метафора фабрики предполагает именно такое истолкование. И лишь единственный
опознавательный знак — решетчатый диск наверху здания говорит о том, что
студенты готовятся стать астрофизиками. Но, конечно, эта конкретизирующая
деталь не является заслугой Миса. Кто-то другой добавил ее, разрушая чистоту
его фундаментального высказывания в духе универсальной грамматики. То, что
действительно принадлежит Мису и что вызвало великий архитектурный спор (спор между
двумя деканами английских архитектурных коллежей — сэром Лесли Мартином и
лордом Ллуэ Девисом),— это предложенное им решение нр лемы угла. Эти два
схоласта спорили со средневековой
дотошностью и непоследовательное символизирует ли, подобно пилястрам Ренессанса,
мисовский угол «бесконечность» или
замкнутость».
Тот факт, что он может символизировать и то, и другое, или не символизировать
ничего (в зависимости от восприятия наблюдателя), либо факт фабричного
символизма и семантической неразберихи — вовсе не обсуждались.
Недалеко
от этого вызвавшего споры угла находится другая архитектурная загадка, проектируя
которую Мис вновь использовал свой универсальный язык семантической путаницы.
Здесь можно увидеть все принятые в архитектуре указания на смысл затеи:
характерная для собора прямоугольная форма, структура центрального и двух
боковых нефов, выраженная на восточном фасаде. Религиозный характер здания
подчеркивается регулярной системой пролетов и опор; строго говоря, там нет
стрельчатых арок, но каждый из боковых и приподня
тый
средний нефы имеют боковые окна. И, наконец, видя вертикаль кирпичной
кампаниллы, колокольни, которая возвышается над базиликой, мы окончательно
убеждаемся, что это действительно институтский собор.
На
самом же деле, это котельная. Вся сногсшибательность столь кардинального
нарушения всех принятых представлений может быть по достоинству оценена только
после того, как мы увидим настоящую церковь, которая выглядит как котельная.
Это непритязательная коробка из промышленных материалов, имеющая всего один
ряд светильников, втиснутая между двумя пластинами спальных корпусов,— короче
говоря, все признаки убеждают нас в ее прозаической утилитарности.
И,
наконец, мы подходим к важнейшему месту кампуса, центральной зоне, где стоит
храм, сооруженный из однородного материала, что отличает его от остальных
зданий, напоминающих заводские сооружения. Храм этот приподнят на цоколь,
имеет величественную колоннаду больших и малых ордеров, грандиозную лестницу
из беломраморных плит, удивительным образом парящую в пространстве, как будто
некое местное божество до конца проявило свои чудесные возможности. Это должно
было бы быть домом президента или по меньшей мере административным центром. В
действительности же здесь делают архитекторов — чем еще это могло бы быть?
Итак, мы видим:
фабрика — это учебная аудитория, собор — котельная, котельная — церковь, храм
президента — школа архитектуры. Таким образом, Мис говорит, что котельная
более важна, чем церковь, и что архитекторы, как языческие боги, управляют
всем. Безусловно, Мис не преднамеренно высказывал все это, но его
приверженность к урезанным формальным ценностям непреднамеренно подводила его.
ОДНОМЕРНЫЕ ФОРМАЛИСТЫ И
НЕЧАЯННЫЕ СИМВОЛИСТЫ
Чтобы
не думать, будто Мис — особый случай или почему-то не характерен для круга
«современных» архитекторов, рассмотрим ряд сходных примеров, которые хотя и
возникали в противовес его особому языку, тем не менее внутренне сходны, с
точки зрения нашего исследования,— я имею в виду формалистическую реакцию в Америке
и критику Группы X в Европе, которые выступили в 60-х годах против мисовского
подхода.
Общественный
центр округа Марина — последняя работа Фрэнка Ллойда Райта — типичен для
формалистической архитектуры. Здесь решение основано на бесконечном повторении
(и трансформации) различных мотивов, смысловые оттенки которых остаются
неясными — в данном случае это нежная голубизна и золото побрякушек в духе
Елены Рубинштейн[9] и накладные арки,
напоминающие о римском акведуке. Арки фальшивы, они лишь изображают напряженную
работу, а на самом деле подвешены как декорация вместе со своими позолоченными
опорами. Золотой шпиль минарета-тотема, который так ассоциируется с творениями
ацтеков и майя завершает облик этого городского центра (ко рому не хватает
только города). В его зап следует подчеркнуть общую неотразимость ск
реалистического образа, но образ этот моя быть понятен лишь с позиций китчевой
экстравагантности и не более того. Как и ранее упоминавшийся Гражданский центр
в Чикаго, он не щает нам ничего существенного ни о роли правительства
(эскапизм?), ни об отношении к нем граждан.
Если мы взглянем на работы таких ведущих американских
архитекторов, как Й. М. Пей Ульрих Франзен, Филип Джонсон, или фирм «Скидмор,
Оуингс и Мэррилл», то обнаружим в ни ту же неопределенность в выражении ТОЧНОР смысла —
всегда поражающая форма, обед ный, но сильно действующий образ с непреднамеренными
значениями. Примером может служи музей, созданный Гордоном Баншафтом для коллекции
Хиршхорна, единственной коллеи современного искусства на центральной эспланаде
в Вашингтоне. Здесь доминирует подчеркнуто мощная форма светлого каменного
цилиндра. Эта упрощенная форма, в конечном счете восходящая к «модернистам»
XVIII столе Булле и Леду, предназначалась для выражения значений власти и
благоговейного трепета, гармоничного и возвышенного. Так и есть. Однако как
указывали «Тайм» и другие журналы, эта форма еще в большей степени напоминает
бетонный бункер, дот в Нормандии с его стена непробиваемой толщины и с
пулеметной щелью кругового обзора. Баншафт вроде бы непроизвольно говорит: «Укройте
современное искусство от людей в этой укрепленной цитадели и убивайте их
наповал, если они осмелятся приблизиться». Многие всем понятные штрихи
усиливают этот смысл и делают его очевидным даже для неискушенных в
архитектуре. Конечно, могло бы иметь место многозначное выражений этого смысла,
если бы архитектор действительно хотел его выразить и объединил бы образ дотн
еще с другими чертами иронического свойства. Но, как и в непреднамеренных
остротах миссис Малапроп, юмор должен восприниматься подсознанием.
Альдо Росси и
итальянские рационалисты* искренне пытаются продолжить классические традиции
итальянских городов, проектируя нейтральные здания с «нулевой степенью» исторических
ассоциаций. Однако их работы неиз-
*
Рационалисты — самоназвание группы итальянски* архитекторов 60—70-х гг.,
прокламирующих свою солида ность с рационалистическими представлениями второй
половины XVIII в. (Ж. 1С. Дюран и др.) о недопустимости хитектуре
всего выходящего за рамки непосредственной цеЗ лесообразности. В творческом
плане они также считают своими предшественниками архитекторов
Великой французск" буржуазной революции, прежде всего Е. Л. Булле. В
свои проектах и постройках итальянские «рационалисты» (А. Росой
и др.) стремятся к преувеличенной монументально и регулярности композиций из
восходящих к классицяз упрощенных форм, что, по их мнению, позволяет создавать
«вечную» архитектуру, независимую от идеологической н политической
конъюнктуры текущего момента.
менно
напоминают фашистскую архитектуру 30-х годов, несмотря на бесчисленные опровержения
ими этого факта. Семантические полутона опять-таки неопределенны и создают в
итоге гнетущее ощущение, поскольку здание слишком упрощенно и монотонно.
Серьезные критики и апологеты этой творческой линии, такие, как Манфредо
Тафури, вынуждены обходить очевидное в попытках оправдать такую архитектуру при
помощи сложных, тщательно разработанных и понятных лишь избранным толкований2.
Этот
разрыв между общим и элитарным по манием обнаруживается везде в «новом движении»,
особенно среди наиболее признанных архитекторов, таких, как Джеймс Стир Арата
Исодзаки, Рикардо Бофил и Герман Херцбергер. Чем выше классом современный архитектор,
тем меньше он в состоянии контро
лировать
очевидные значения архитектуры. Изощренно запроектированный Херцбергером дом
для престарелых должен был стать, по мысли автора, очаровательным приютом и
убежищем со множеством уютных местечек, особой мелкоячеистой урбанистической
структурой, где человек психологически укрыт и защищен в укромных уголках и
нишах. Форма сама по себе выражает гуманизм, заботу, усложненность и
утонченность. Как в китайской головоломке, здесь качества различно сцепленных
элементов и пространств приобретают смысл по аналогии. Однако такая тонкая
аналогия едва ли достаточна, когда более сильные, метафорические значения
буквально ошарашивают нас. Какие очевидные ассоциации вызывает этот дом
престарелых? Каждая комната-ячейка похожа на черный гроб, помещенный между
белыми крестами (фактически это выгля-
дит
настоящим военным кладбищем с белыми крестами). Несмотря на свой гуманизм, архитектор
невольно проговаривается, что старость в нашем обществе — явление роковое.
Итак,
эти «оговорки метафоры» совершаются все чаще и чаще ведущими современными архитекторами,
они могут даже быть совершены теми архитекторами, которые воспринимают архитектуру
как язык — Питером и Элисон Смитсонами.
Интересно,
что подобно другим апологетам «нового движения», начиная с 1850 г. они объясняют
свои работы в терминах лингвистической аналогии и в качестве уроков рассматривают
прежние языки архитектуры. Они говорят о городе Бат: «Он уникален ... за счет
своей удивительной спаянности, за счет языка форм, пон» ного всем выработанного
всеми»3. Их анализ этого георгианского города из светлого и темно
камня показывают, что его архитектуре присущ уместный во многих отношениях
язык, к тому же язык, последовательно проявляющийся на всех уровнях, начиная от
скромных деталей типа уличных решеток и вплоть до величественных архитектурных
жестов вроде портиков. Эти портики Смитсоны характеризуют как метафоры парадных
дверей, главных входов, фронтоны — как метафоры дверей более скромных,— короче
говоря, они остро сознают, что этот тип архитектурного языка зависит от
традиционного символизма.
Это
делает их собственный антитрадиционализм еще более пикантным и эксцентричным;
однако Смитсоны как истинные потомки романтической эпохи должны каждый раз
«делать по-новому», чтобы избежать обвинения в «обычности». В результате этого
они, разумеется, с большим успехом лишают свою архитектуру коммуникабельности,
понятности, поскольку все развитые языки должны содержать значительную долю
единиц с устоявшимся общепринятым способом использования, хотя бы для того,
чтобы сделать более понятными новообразования и отклонения от нормы.
Говоря
о возможном современном языке, Питер Смитсон, подобно модернисту 20-х годов,
твердо выступает в поддержку машинной эстетики: «... в современных городах,
жизнь которых поддерживается машинами, лишь энергичный, холодный,
высококонтролируемый, достаточно безличный архитектурный язык может углубить
эту основную связь, сделать ее отвечающей всей культуре в целом»4.
Ошибочность
этой позиции достаточно ясна, однако многие архитекторы и сейчас прочно привержены
подобным мнениям в силу своей ориентированности на сферу производственных процессов
и своих соответствующих представлений о прогрессе. Они все еще верят в Zeitgeist,
в детерминированность этого «духа
времени» машинерией и технологией — потому-то создаваемые ими здания и
символизируют этих теперь несколько старомодных демонов.
Величайшая
ирония заключается, однако, в том, что они верят при этом в накопление существенных
гуманистических ценностей, которые определяются такими понятиями, как место, подлинность,
личность, возвращение домой» (я называю понятия, цитируя несколько источников
Группы X[10], ценности которых
разделяют и Смитсоны). Как можно передать эти значения используя язык, основанный
на машинной метафоре? Это очень трудно, практически невозможно, и Смитсонам
пока не удалось добиться этого чуда. В их жилом комплексе Робин Гуд Гарденс в
лондонском Ист-Энде этот трюк просто не удался.
Робин
Гуд Гарденс — это не современный вариант Королевского полукружия в Бате, несмотря
на широкий урбанический жест и V-образный план. Здесь не выявлена
индивидуальность каждого жилища, хотя Смитсон восхищается Батом, называя его
«безошибочным вариантом объединения отдельных домов». Здесь она подавлена
визуальным синкопированием набора вертикальных ребер, частично расположенных
произвольно, ради выявления активных горизонтальных членений, воплощающих
идею общественной улицы-палубы. Как ни удивительно, «висячим улицам» присущи те
же недостатки, которые отмечали сами Смитсоны в других подобных решениях. Они
недостаточно используются, коллективные входы имеют жалкий вид и некоторые из
них были варварски изуродованы жителями. В действительности это темные, дурно
пахнущие, сырые переходы. Здесь мало не Только чувства места и общественных
удобств, но еще меньше тех «опознавательных элементов», которые, как
справедливо говорили сами архитекторы, столь необходимы в современных зданиях.
Смитсоны
утверждают, что выявили дух места: «Со стороны сада здание однородно. Это урбанизированное
жилище, элемент, частично определяющий лицо города, если только он не станет
бесконечно повторяться и тем самым нивелировать разнообразие пространства»5.
На
самом деле пространство неоднородно, в нем есть неровности и искусственный холм
вблизи центра. Но эти «отклонения от нормы» и легкие намеки на визуальную
разделенность пространства едва ли достаточны, чтобы противостоять
монотонности повторяющихся архитектурных форм и однородного материала, которые
активно несут в себе такие смыслы, как «муниципальное жилище», «анонимность»,
«у властей недостало денег, чтобы применить дерево, штукатурку и т.д.». Короче
говоря, архитектурное решение Смитсонов обозначает «социальную обезличенность».
Похвальные намерения авторов создать коммунальное сооружение в масштаб* Королевского
полукружия в Бате и предложить ту же степень индивидуальной выраженности и
неповторимости архитектурного языка, понят ного для всех, все эти положительные
стремления опровергаются реализованной архитектурной формой.
Подобные
несоответствия намерений и результатов достигли в «новой
архитектуре» столь внушительных размеров, что в настоящее врем« можно
говорить о своего рода «разрыве правдоподобия», сходном с потерей доверия к
политикам. Глубинные причины этого заключаются я полагаю, в природе архитектуры
как языка Она в этом своем качестве радикально шизофренична, по необходимости
раздвоена в своей основе. Корни ее частью уходят в традицию в прошлое, особенно
во впечатления, получаемы* в детстве, когда ползая по полу квартиры ребенок
воспринимает такие обычные архитектурные элементы, как вертикальные двери;
частью же архитектуру определяет быстро изменяющееся общество, с его новыми
функциональными задачами, новыми материалами, новыми технологиями и
идеологиями. С одной стороны, архитектура так же медленно меняется, как
разговорный язык (ведь нам до сих пор понятен английский времен Ренессанса), а
с другой стороны, она так же быстро меняется и так же эзотерична, как современное
искусство и наука.
Другими
словами, изначально мы постигаем культурные символы, знаки, характеризующие каждое
место в городе, как соотнесенное с какой- либо социальной группой, классом,
реальными, исторически существующими людьми. В то же время современные
архитекторы, не изучая всех этих особых знаков, проводят время в попытках
проектировать для некоего универсального человека, Мифического Современного
Человека. Конечно, это чудовище — МСЧ — в действительности не существует, это
не что иное, как историческая фикция — создание современных романистов, социологов
и идеалистов-планировщиков. Мистер МСЧ, без сомнения — логическая необходимость
для архитекторов и всех остальных, кто хочет опираться на статистическое
среднее. Том Вулф критиковал романистов за то, что они пишут о таких
несуществующих созданиях, и некоторые пункты этой критики могут быть адресованы
архитекторам6. Они пытаются наделить современного человека сознанием,
которому присущи стойкие стереотипы, восходящие к племенным обществам, и
которое вместе с тем рафинировано в своей утонченности, полно стремления к
«единству в разнообразии» и других подобных же абстрактных качеств. Но фактически
такого современного человека нет, и если
бы
даже он возник случайно, то неизбежно нуждался бы в реально существующих
социальных знаках. Знаках, фиксирующих общественное положение, историю,
коммерцию, комфорт, этническую принадлежность, знаках соседства (хотя и не
столь четких, как у Джонсов)[11]. Современные архитекторы
не знакомы с этими кодами, они даже не знают, как приблизиться к этой реальности,
и поэтому продолжают обслуживать мифические объединения людей в соседские
общины — теперь это часто проектирование ценностей среднего класса.
Очень
прискорбно, что общество может обойтись без архитекторов, индивидуализировать
свои дома или взорвать их, или даже нанять декораторов интерьера. Везде (за
исключением России) это не имеет значения.[12]
Всегда найдутся другие, более реалистичные профессии, готовые занять место
архитекторов.
Во всяком случае,
прежде чем закончить это избиение современной архитектуры (форма садизма,
которая становится слишком легкой), мы должны коснуться одной дилеммы, перед
которой стоят архитекторы (и которая не целиком создана ими), потому что она
влияет на язык, которым они пользуются.
ОДНОМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Теперь
рассмотрим основные типы заказа и превалирующие типы зданий, в которых проявлялось
мастерство архитекторов нашего столетия. Необходимо известное беспристрастие,
ибо рассматриваемые истины не сразу раскрывают свое лицо. Многие станут
отрицать или приукрашивать стоящую за архитектурой социальную
действительность, которая столь тривиальна и удручающа, что никто к ней не
стремится и некого в ней винить. В этом плане главная ошибка архитекторов нашего
столетия состоит, по-видимому, в том, что они вообще родились.
Обратимся
все же к основным памятникам современной архитектуры и тем социальным задачам,
в соответствии с которыми они создавались. Здесь обнаруживается странный, но
оставшийся пока не отмеченным факт отказа современного архитектора от роли
социального утописта. Ведь мы видим, что на самом-то деле он фактически
обслуживал власть имущих в нашем коммерциализованном обществе, и за эту тайную
любовную связь он поплатился, как приходится платить за всякую незаконную
любовь. «Новое движение» в архитектуре, зародившееся в 1850-х годах как призыв
к нравственности, а в 1920-х годах (в свой героический период) призывавшее к
социальным преобразованиям, незаметно для себя оказалось соглашательским
сначала практически, а затем
и в полном значении этого слова7.
Архитектора стремились отказаться от своей подсобной, раболепной роли
«хвостистов», плетущихся позади реального развития общества, преодолеть то, что
они называли «развращенным господствующим вкусом», и вместо этого хотели стать
«врачевателями», руководителями, пророками или, по крайней мере, акушерами
нового социального порядка. Но для какого же порядка они строили?
1.
Монополии и большой бизнес.
Некоторый из общепризнанных шедевров «новой архитек-
туры»
были построены для заказчиков, которые сегодня являются многонациональными
корпорациями. Петер Беренс строил турбинную фабрику в Берлине для AEG —«Дженерал Электрик» того
времени. Это здание 1909 г. часто считают первым великим произведением
современной европейской архитектуры за его ясную объемную выразительность,
подчеркнуто открытое использование стекла и стали почти что в качестве навесной
стены, а также благодаря изысканности выпускавшейся в нем утилитарной
продукции, с которой и начался современный промышленный дизайн. Последующие
вехи в развитии архитектуры понемногу модифицировали ее язык. Это поэтика
криволинейных, мягкоизогнутых пластмассовых труб и динамичной кирпичной кладки
в здании крупной компании по производству воска, которое построил Франк Ллойд
Райт. Это классическое решение конторской башни, предложенное Гордоном
Баншафтом для многонационального концерна, производящего моющие средства.
Здание представляет собой сочетание двух четких пластин, одна из которых
поставлена под прямым углом к другой. Это и навесная стена из темного стекла в
духе Роллс-Ройса, предложенная Мис ван дер Роэ в здании гигантской компании
«Сигрэм Виски». Это и насквозь просматриваемая хищная птица, созданная для TWA Ээро Саариненом (см. рис. 60).
Это и бесконечные изыски в области навесных стен в больших офисах,
сооруженных Скидмором, Оуингом и Мерриллом для компаний безалкогольных
напитков, табачных объединений, международных банков и нефтяных компаний. Как
следовало бы выразить мощь и концентрацию капитала, коммерческую функцию,
использование рынков? Эти задачи могли бы привести к появлению выдающихся
памятников архитектуры нашего времени, поскольку за ними стоят огромные деньги,
однако их потенциальная роль социальных ориентиров не вызывает доверия.
2.
Международные выставки, всемирные выставки. Другая генеалогическая линия современной архитектуры
прослеживается от Хрустального Дворца (1851 г.) до Тематического павильона в
Осака (1970 г.). Эта линия может поставить себе в заслугу ряд технических
триумфов, сложившихся в новый язык решетчатых структур, открытых ферм Эйфеля,
сборных параболических покрытий промышленных зданий, ажурных геометрических
куполов Бакминстера Фуллера и высоко поднятых парящих тентов Фрея Отто (эти
тенты непременно высоко подняты и в суждениях архитектурной критики).
Действительно, эти триумфы дали много с точки зрения эстетических возможностей
архитектуры. Историки и критики именно поэтому и сконцентрировали внимание на
их пространственных и визуальных особенностях, с легкостью переступив через
смысловое содержание этих структур, их пропагандистскую роль. Эту позицию
восприняли и средства массовой информации. Не замечен был крикливый
национализм и искусственность окружения, определявшие характер огромного
большинства всемирных выставок. Почему так произошло? Потому, что это
невоспринятое содержание было столь явно гедонистическим и ему недоставало
тонкости, и потому, что не было четкого понимания, как это крикливое содержание
срабатывает в системе массовой культуры и насколько оно порой может волновать,
побуждать, провоцировать.
3. Фабрики н инженерное
мастерство. От фабрики «Фагус» Вальтера Гропиуса (1911 г.) до лозунга
Ле Корбюзье: «Дом — машина для жилья» (1922 г.) шел процесс зарождения и
утверждения основной метафоры современной архитектуры — образа фабрики, завода,
производственного здания. В таком образе задумывалось даже жилище, и нацисты
не без оснований атаковали первый международный манифест этой метафоры —
поселок Вайсенхоф (1927 г.)* за его несоответствие представлениям о жилье.
Почему жилище
* В
своей античеловечной и антикультурной политике германский фашизм широко
использовал социальную демагогию, выступая «от имени простого человека»,
культивируя отсталые вкусы, низменные инстинкты. Автор книги здесь акцентирует
внимание именно на этой направленности нацистской критики «современной архитектуры».
должно
принимать образ массовой конвейерной продукции и стерильную белизну больниц?
Совсем
недавние примеры массовой жилой застройки в Англии, в том числе в Лондоне или в
Милтон-Кейнзе, тоже следуют этой распространенной метафоре XX столетия. Тот
факт, что никто не хотел жить в домах, похожих на фабрики, даже не приходил на
ум современному архитектору, поскольку он был увлечен совсем иным – миссией
врачевателя пораженных болезнью современных городов, невзирая на то, как
неприятны на вкус были лекарства. На самом деле было бы лучше, чтобы лекарства
походили по вкусу на касторку и вызывали конвульсии, ибо тогда больше надежды было
бы на то, что преобразование буржуазного общества станет полным, а пациент
преодолеет свои изрядные приобретательские устремления и станет хорошим
общественно ориентированным гражданином.[13]
Такие
метафоры для жилища отвергались почти везде, где их применяли (исключения
встречаются лишь в Германии и Швейцарии), однако они удержались в подходящих
для этого областях: на стадионах, спортивных площадках, авиационных ангарах и
во всех других крупных сооружениях, традиционно связанных с инженерией. Здесь
поэтика функционального процесса активно выявляется, не становясь излишне
нарочитой или сюрреалистической, и в этих областях мы можем заявить о
единственном полном триумфе «новой архитектуры» на уровне ее содержания.
4. Храмы
потребления и церкви отвлечения. Представитель
чуждой цивилизации, если бы ему довелось пролететь на вертолете над одним из
наших разползшихся городов, был бы поражен, увидев, что горожанин молится в
местах, посвященных богам коммерции. Современные архитекторы в целом еще не
стали хозяевами таких мест и территорий в Диснейленде и прогулочных
парках,
в Кингз Роуд и Сансет Стрип, [14] но они (архитекторы) пытаются
освоить их. Об этом свидетельствуют и элегантные магазины Ханса Холлейна,
которые сами по себе выглядят как своеобразные технологические драгоценности,
и колоритные лавочки и магазины мелочей и ослепляющие внешним блеском
мавзолеи, в которых продаются священные реликвии для новобрачных. Такое обилие
дизайнерского таланта, потраченного на эти небольшие магазинчики, и создаваемая
в них атмосфера таинства убедили би пришельца в том, что он, наконец-то, наткнулся
на истинную веру нашей цивилизации. А увидев те же предметы культа в больших
отелях из божественно сверкающего зеркального стекла, он утвердился бы в своей
догадке. Идолы этой культуры: мишурный блеск, личные украшения, частные
драгоценности. Чем более изощренными становятся архитекторы — приверженцы
«нового
движения» в украшении зданий (они, конечно, работают в явно невыгодном положении,
уравняв предварительно «орнамент» и «преступление»), тем больше возникает
аномалий. Ювелирное изделие — это ювелирное изделие, но никак не подходящий
объект для большой архитектуры. Банальность содержания при этом не исчезнет.
Архитектура,
очевидно, отражает то, что общество считает важным, ценным как в духовном, так
и в материальном плане. В до-индустриальном прошлом основными объектами
архитектурной выразительности были храм, церковь, дворец, агора, дом собраний,
загородный дом и ратуша, а сейчас огромные средства расходуются на отели,
рестораны и все упомянутые коммерческие типы зданий. Общественные здания,
здания, служащие интересам местных общин, так или иначе относящиеся к сфере
общественных взаимоотношений, получают урезанные ассигнования. Вложения привлекают
лишь объекты, представляющие потребительские ценности. Как говорит Гэлбрейт,*
американский капитализм приводит к богатству частных лиц и к общественной нищете.
Несколько
современных архитекторов в отчаянной попытке успокоить самих себя решили, что
если уж такое положение неизбежно, то в нем должны быть и свои положительные
стороны, Заказы коммерции более демократичны, чем исходившие прежде от
аристократии и религии: «С Главной улицей[15]
почти все в порядке»— как утверждает Роберт Вентури.
Когда эти задачи
коммерческого проектирования впервые были осознаны на рубеже нашего столетия,
их приветствовал футурист Сант Элиа — с ликующими интонациями и в морализующем
тоне, которым позднее было суждено стать общеупотребительными. Новые
созидательные задачи,
*
Известный американский экономист и политический деятель Дж. Гэлбрейт. Его книга
«The New Industrial Stat«»
(Boston, 1967)
переведена на русский язык—«Новое индустриальное общество» М., 1969.
**
Главная улица (Мейн-стрит) — центральная, в основном торговая улица в сотнях
американских городов — символ не только визуальных образов «современного
фольклора» капиталистического города, основанных на коммерческой рекламе, но
также банальности духовных ценностей «одноэтажной Америки»—сегодняшнего «белого
молчаливого большинства».
нацеленные
на коммерцию и преисполненные энергии, он противопоставлял прежним задачам,
посвященным культу, динамизм XIX в. он противопоставлял Святой Деве XIII
столетия. «Грандиозное противопоставление современного мира старому
определяется всеми теми вещами, которых прежде не существовало... Мы потеряли
пристрастие к монументальному, тяжелому, статичному и обогатили мир своих
чувств склонностью к легкому, целесообразному, недолговечному, быстрому. Мы
больше не ощущаем себя людьми соборов, дворцов и трибун. Мы люди огромных
отелей, железнодорожных станций, бесконечных улиц, колоссальных портов, крытых
рынков, светящихся пассажей, прямых шоссе и благотворных разрушений»8.
Короче говоря,
все это охватывает социальную активность туриста из средних слоев, который несется
от железнодорожного вокзала к отелю по широким супершоссе, обозначенным чередованием
расчищенных от застройки участков и сверкающим огнями неоновых надписей. С
небольшими модификациями слова Сант Элиа могли бы описывать блеск Лас-Вегаса
или, скажем, менее фешенебельную главную улицу Варшавы. В любой стране, при
любой экономической системе такие внекультовые, светские цели строительства
сегодня наиболее 1Жны,
и современное искусство и архитектура стремятся по возможности зафиксировать
этот факт*. «Героизм повседневной жизни» (это понятие разделяли в 20-е годы
Пикассо, Леже и Ле Корбюзье) отразил философскую тенденцию возвести банальные
объекты на тот пьедестал, который прежде предназначался для специальных символов
поклонения. Авторучка, шкаф для картотеки, стальная балка и пишущая машинка
стали новыми иконами. Маяковский и русские конструктивисты вывели искусство на
улицы и даже исполнили грандиозную симфонию сирен и паровых свистков, в то
время как на фабричных крышах развивались цветные флаги. Эти художники и
архитекторы надеялись преобразовать общество на новой классовой и
функциональной основе: заменить соборы электростанциями, аристократов —
технократами. Родилось бы новое, героическое, демократическое общество,
руководимое расой языческих суперменов, авангардом, техниками и капитанами
индуст-
*
Правильно отмечая безусловное преобладание в XX в. светского строительства,
автор необоснованно (и неоднократно) в духе модной в 60-е годы «теории»
конвергенции (т. е. мифического сближения социализма и коммунизма) ставит в
один ряд «любые экономические системы», тем самым смазывая различия целей созидательной
деятельности в различных социально-экономических условиях, коренную противоположность
их ориентации на прибыль в капиталистическом обществе и на реальное благо
человека при социализме.
рии,
просвещенными учеными и группами экспертов. Какая мечта![16]
В
действительности же произошла «революция менеджеров» и в нескольких странах —
социалистические революции[17]. А мечта была
перехвачена Мэдисон-авеню (и ее эквивалентами)[18],
и «героика объектов каждодневного использования» стала «новым, революционным
очищающим средством». Общества продолжали поклоняться старым алтарям, хотя
вера их убывала, и в то же время пытались включить в круг поклонения новые
ценности. Результат? Культура эрзаца, карикатура сразу на прошлое и будущее,
сюрреалистическая фантазия, о которой не мечтали ни авангард, ни традиционалисты,
и которая претила им обоим.
С
триумфом потребительского общества на Западе и бюрократического
государственного капитализма на Востоке[19]
наш невезучий «современный архитектор» лишился достаточно возвышенного
социального содержания для архитектурной символики. Если архитектура должна
всемерно стремиться выражать образ жизни и общественные связи, то она
оказывается в достаточно затруднительном положении, когда доверие к этим понятиям
подорвано. В этой ситуации от архитектора не зависит почти ничего, он может
только протестовать как гражданин и проектировать здания, противоречащие
принятым представлениям и тем самым выражающие сложность ситуации[20]. Он может сообщать об
отсутствующих ценностях и иронически критиковать те, которые ему не по вкусу.
Но для этого он должен использовать язык конкретной субкультуры, иначе его
сообщение не найдет понимания или будет искажено, чтобы соответствовать
локальному языку этой субкультуры.
[1] Автор подчеркивает, что нарочито выражаемая во внешних формах рациональность архитектуры нового движения на самом деле в гораздо большей степени является отражением веры «современных» архитекторов в это ее свойство, чем действительным отражением рациональных оснований архитектуры.
[2] Вазарели, Виктор — художник, один из создателей «опарта», чьи переливающиеся композиции из кружков, точек, линий в 60—70-е годы широко использовались в декоративно- прикладном искусстве.
[3] Характерный пример социально аморфной западной критики — автор ощущает пагубное влияние на архитектуру всевластия монополий, но не имея четких мировоззренческих критериев, не способен осознать корни сложившейся ситуации, видит их то в отсутствии вкуса у заказчиков, то в громадных размерах проектируемых зданий, то в других безусловно вторичных и побочных приметах.
[4] Соединяя эскапистские тенденции молодежного движения конца 60-х годов и модные экологические тревоги, И. Ил« предлагал отказаться от расширенного производства и потр ления.
[5] Имеется в виду не кинематографическая деятельность У.Диснея, а его развлекательный комплекс Диснейленд.
[6] Явная непоследовательность автора: утверждая, что изменение лишь стилистики и профессиональных представлений не может изменить ситуации в целом, он затем всю свою книгу, претендующую на открытие новых горизонтов развития архитектуры, посвящает именно этим проблемам. Столь же ненаучно его объяснение отчуждения архитектуры громадными размерами рассчитанных на массовое использование ряда вновь проектируемых объектов — постмодернистские требования миниатюризации и приватизации сменили мегаломанию и призыв к массовости «современного движения», но остались в тех же рамках утопического сознания.
[7] Термин восходит к названию книги известного леворадикального философа Герберта Маркузе «Одномерный человек».
[8] В этом высказывании проявилась характерная для буржуазного сознания фетишизация техники и ее социально- преобразовательных потенций.
[9] Известная американская фирмр по производству косметических товаров.
[10] «Группа X»— содружество молодых в начале 50-х гг. архитекторов, которым было поручено подготовить материалы к X Международному конгрессу современной архитектуры (СИАМ) и которые выступили против догматизма «мэтров»—основателей эстетизма и сторонников «современного движения»; основоположники «необрутализма», сохраняли творческие связи до конца 70-х гг.
[11] Распространенная английская фамилия, ставшая нарицательной как обозначение рядовой семьи представителей низшей прослойки среднего класса с их устоявшимися представлениями и ориентацией на взгляды окружающих.
[12] Поскольку Советское государство в Конституции СССР провозгласило право всех граждан на благоустроенное и соответственно эстетически полноценное жилище и развернуло беспрецедентное по объему жилищное строительство, советские архитекторы несут — понимаемую и автором книги — полноту профессиональной ответственности за качественное выполнение этой важнейшей социальной задачи.
[13] Автор справедливо иронизирует над распространенной в буржуазном общественном сознании утопической верой в исцеление социальных недугов «простыми» профессиональными средствами, в том числе архитектурными.
[14] Кингз Роуд — торговая улица в Лондоне, Сансет Стрип — бульвар в Лос-Анджелесе. Их названия стали на
[16] Автор имеет в виду «производственное искусство» и другие сходные художественные и концептуальные течения послеоктябрьских лет, одним из лидеров которых был В. Маяковский. Вместе с тем Ч. Дженкс недостаточно четко представляет их творческие установки. Поэтизируя «машину», Маяковский и его единомышленники никогда не были сторонниками модного на Западе технократизма и техницизма, выступали с призывами поставить технику на службу человеку и совокупными усилиями искусства и техники художественно переосмыслить, преобразить и перестроить «снизу доверху»' всю окружающую человека среду на принципах социальной целесообразности, которая и должна родить новую красоту.
[17] Снова попытка идентификации совершенно различных но их глубинному существу и социальной направленности процессов в капиталистическом и социалистическом обществе.
[18] Средоточие домов моды и фешенебельных магазинов в Нью-Йорке, используется в нарицательном смысле.
[19] Автор метко подмечает и остро критикует влияние потребительских тенденций буржуазного общества на архитектуру, но вновь под воздействием идей «конвергенции» не только не видит разницы в социальных процессах, происходящих в капиталистических и социалистических странах и в объективных движущих силах этих процессов, но и использует заведомо искаженные буржуазными политологами названия социально- экономических систем.
[20] Автор опять использует тенденциозное название социалистического строя и пренебрегает реальными различиями социально-экономических условий развития архитектуры и деятельности архитектора в социалистическом и капиталистическом обществе, расширением социальных возможностей архитектуры при социализме уже самим фактором обслуживания всего народа с использованием преимуществ общественной собственности и планового управления социалистической экономикой, о чем часто и с понятной завистью говорят и пишут прогрессивные зодчие Запада.