Я.С.
Друскин
Это
и то
I. Это и то как
опровержение науки, философии и вообще всякого
знания
Во-первых, если я хочу
сказать что-либо, я укажу и скажу это. Во-вторых, сказав это, я отделю от того,
следовательно скажу это и то или это в отличие от
того, первое будет разделением, второе отделением.
В-третьих, сказав это и
то или это в отличие от того, я скажу не это, но то, потому что это должно быть
не больше чего-либо, но то больше. Сказав что-либо, я сказал это. Это тоже
больше, но что бы я о нем ни сказал, будет то.
В-четвертых, сказав это
и то или это в отличие от того, я скажу одно и не больше чего-либо, до того как
оно было сказано.
Таким образом
высказывание ничего не дало по двум причинам: если я скажу больше того, что сказано
(1, 2, 3) — я не скажу того, что хотел сказать, но другое; если я скажу не
больше того, что хотел сказать, я ничего не скажу и это можно назвать
дополнением до неопределенности. Поэтому нельзя ничего сказать и высказывание
не имеет значения.
Пример: знание состоит
из представлений и понятий. Если я скажу: представления, то заранее видно, что
вторым будет: понятия. Следовательно, я сказал больше чем
хотел сказать. Если же я скажу: представления и понятия — это знание, я
скажу не больше того, что хотел сказать, но это не увеличит моего знания,
потому что второе (сказуемое) не больше первого (подлежащего). Таким образом вернусь к началу, ничего не сказав. Слово понятие
будет дополнением до неопределенности к слову представление.
Об этом и том написаны
книги. Имеют ли они значение? Не достаточно ли этого краткого опровержения
всякого знания? Это так, если нельзя сделать вывода из опровержения всякого
знания. Но если нельзя сделать вывода, то и это опровержение не имеет
значения. Следовательно недостаточно и книги об этом и
том имеют значений.
Вот что исследовано в
них:
II. Это и то, как преобразование
Найдено четыре вида
преобразований этого и того: способности, основания, переходы и направления.
Способности это, например, отделение, разделение, оставление разделенного (т.е. запоминание). Эти способности ложные. Основания — например, сказать до того как сказано (это — то),
сказать не больше того, что сказано (одно — что- либо). Направление,
например, от этого и того к одному целому, одно целое – что-либо одно; или от
этого в отличие от того к одному, одно — что-либо одно; или от этого в отличие
от того к одному, одно — что-либо это. Различие этих двух направлений в чем-лиоо одном. Переходы, например, это — то — одно или
это — то — это — то. Способности — это преобразование,
посредством которого событие получает для меня значение, т.е. это способ, основание
— преобразование, устанавливающее необходимость или определенное значение,
направление — преобразование значения, переход — преобразование терминов и
слов. Последнее нельзя понимать как случайное и не имеющее значения,
если слово нарушает некоторое равновесие.
Четыре вида
преобразований — это способы рассматривать один предмет.. Число
преобразований каждого вида различно и иногда преобразование одного вида
соответствует преобразованию другого. Например, это — то переход, но также
основание — сказать до того как сказано. В этом случае одному переходу
соответствует одно основание. Но может быть другие еще не найдены. Этот же
переход соответствует двум способностям: отделения и разделения.
Можно ли считать этот
список преобразований полным? Нет, это было бы разделение и уже в «Совершенном
трактате об этом и том» указаны новые пути исследования этого и того. Например,
это, как то и то, как это. Это различие того же и отличного, также того же и
отличного, как предмета и качества.
III. Это и то, как степени .безразличия
Невозможно дать полный
список преобразований. Это основное предложение в науке об этом и том может
быть названо правилом осторожности. Вот в чем оно заключается: если два слова
соединены в одном направлении, то уже второе ничего не обозначает. Одним
направлением называется такое соединение, когда имеется в виду не ближайшее.
Поэтому требование полноты лишено смысла. Это можно пояснить примером с временем и вечностью. Ряд во времени представляется не
имеющим конца. Это не бесконечность, но требование дать целый ряд во времени
лишено смысла, т.к. во времени всегда за одним идет другое. Следовательно
ряд во времени нуждается в полноте, но не может получить ее. Но в вечности нет
ряда, есть это, сейчас, мгновение. Это есть ряд и не нуждается в полноте, это
бесконечность.
Примечание. Правило
осторожности основано на первом законе поведения: помнить то
что сейчас.
Если же соблюдается
правило осторожности, то в определенном месте исследование останавливается. Это
называется поворотом или степенью безразличия. Поворот должен
наступить, когда исследование перестает обозначать что-либо, если он не
наступает, это значит, что не соблюдается правило осторожности, тогда
исследование не имеет значения. От чего зависят повороты, их более
позднее или раннее наступление — я не знаю. В повороте надо различать прошлое
и будущее. Они присутствуют в повороте не реально, но в возможности, потому
что поворот — это настоящее, т.е. сейчас. Если возможное прошлое остается
дольше, чем нужно, то поворот запаздывает, в обратном случае наступает раньше.
В обоих случаях наступает раньше: если запаздывает, то он уже наступил в другом
направлении. Это можно применять к различным случаям.
IV. Другие значения этого и того
В совершенном трактате
найдены другие значения этого и того, например, стояние, плавание, отличие,
подобие и другие. Некоторые из них были найдены раньше. Это уже не
преобразования, а предметы других порядков.
Исследование предметов других порядков — главная
задача науки об этом и том. Помимо того к науке об этом и том принадлежат еще
исследования о начале, о соединении точек и другие.