Логос,
№4, 1993
Я.С. Друскин
Движение
Начало движения и
изменения, принадлежит ли оно к изменчивому и различному или к тому же самому
и неизменному? Происходит ли что, когда начинается движение или может ничего
не происходит и не бывает? Но если всякое движение происходит во времени, то
надо, исследовать отношение между временем и движением, что раньше.
Если есть какая-нибудь
последовательность, например, слов или предметов, и если она неподвижна, то как
ее осмотреть? Осматривая, не перехожу ли от одного к другому? Если же перехожу,
то это движение. Таким образом, осматривание неподвижной последовательности
есть движение. Может ты скажешь: ты осматриваешь, а
другой не осматривает, он видит сразу. Но если он видит сразу, он не видит последовательности.
Он видит одно. Поэтому нет последовательности, если кто-либо видит сразу. Также
не может соединять тот, кто видит сразу, потому что
соединяя, переходит от одного к другому. Помимо того сомнительно, чтобы он мог
запомнить предыдущее. Ясно, что он в этом и не нуждается.
Но может быть, есть
неподвижная последовательность, которую никто не видит? Но если вещи не
существуют до названия, то не может быть, чтобы никто не видел. Поэтому нет
никакой неподвижной последовательности и слова: до, после, одно за другим
предполагают возможность движения. Но тогда надо различать движение подвижное
и движение как бы неподвижное. Например, последовательность чисел будет
движением как бы неподвижным. Но никто не может считать без времени и порядок
чисел, известный нам — во времени, а сами числа не имеют отношения ко времени. Следовательно и время не позже движения.
Если движение различаем
подвижное и как бы неподвижное, то и во времени найдем различия. Например,
время при переходе от одного к другому, время при окончании, т.е.
предпоследнее мгновение, время при соединении, время — день и другие.
Может быть
неправильно разделять время и движение, но надо искать виды времени и случаи (в
рукописи не «случаи», а «стороны»). Если же разделять, то надо идти от того,
что противоположно времени и движению. Если вещи разделить на то и не то, то к
тому отойдет все прочное и твердое, а к не тому — несуществующее. Несомненно,
что вечность, т.е. мгновение или сейчас, отойдет к тому, а также неподвижность,
а время и движение к другому. Этим объясняется, что различие между вечностью и
неподвижностью ясно, хотя это одна вещь, а между временем и движением трудно
найти. Также вечность понятнее времени, потому что есть сейчас.
Одна вещь может быть
несколькими вещами, например вечность и неподвижность. Но нельзя сказать, что
это два состояния или признака или стороны одной вещи. Вечность это то, что
однажды или сейчас. Но другого, того что не сейчас, нет. Следовательно, есть один
предмет. Также и неподвижность. Лучше всего объяснить это на примере деревьев.
Они неподвижны, потому что расположены случайно и нет никакой возможности
осмотреть их одно за другим по порядку. Следовательно
неподвижность и вечность, т.е. отсутствие порядка и последовательности — один
предмет и нет других предметов. Также можно сказать, что все — это деревья и
это тоже один предмет и других не будет. Таким образом
есть два или три предмета или лучше сказать несколько, хотя всего только один,
причем они не соединяются в один предмет и не будут его состояниями или признаками,
но каждый из них есть один, это предмет. Можно было бы сказать, что каждый из
этих предметов есть все, если бы слово «все» или «всё» что-либо обозначало.
Как найти различие между
временем и движением и начало того и другого? Для этого надо исследовать
нарушена ли неподвижность и кончилось ли мгновение. Это исследование будет как
доказательство и его можно вести различными путями.
1 путь. Когда кончается
мгновение? Конец мгновения утерян, его нельзя указать точно. Несомненно
его начало. Оно не принадлежит ко времени, его место между существующим
и несуществующим. Но другая сторона также принадлежит к несуществующему
и начало — между этой и той стороной. Та сторона, т.е. другая — это то, что за
тем или за предметом. Если предмет имеет порядок, то порядок и вообще все
будет относиться к тому, а за тем, т.е. с другой стороны будут предметы и не
предметы, места и способы. Но сейчас нет порядка и за тем будет просто не то —
оно не имеет ни имени, ни названия. Здесь и надо
искать начало времени и движения.
2 путь. Что нарушило
равновесие? Последнее, то что не входит в систему,
нарушает равновесие. Но последнее — это слово, которое я сейчас подумал или
сказал. Но сейчас принадлежит к началу мгновения - и здесь есть равновесие.
Таким образом последнее слово, т.е. небольшая ошибка
или погрешность есть условие нарушения равновесия. Здесь и надо искать начало
времени и движения.
Следовательно движение принадлежит к
тому же самому и неизменному или к другой его стороне и ничего не происходит и
не бывает, когда начинается движение. Что же касается до различия между
временем и движением, то я указал два пути, как найти его. Также можно указать
и другие пути, но довольно и двух.
О движении как бы
неподвижном и о времени как бы непреходящем. Если в мгновении нет ни движения,
ни покоя, ни времени, то наблюдая движение, я наблюдаю его во времени. Но
нельзя ли наблюдать движение в мгновении? Ведь и в мгновении я слышу звук и
вижу цвет. Движение будет как бы неподвижным. Если я наблюдаю
движение в мгновении как бы неподвижным, то не наблюдаю ли и время также? И не
будет ли оно как бы непроходящим? Сопровождает ли время
движение как бы неподвижное? Если я отделил время от движения, то может быть в другом мгновении я наблюдаю время без изменения
и движения? Если же мгновение не длится и не имеет измерения и сразу проходит,
если оно подобно точке, то в мгновении не слышу звука и не вижу цвета. Тогда
нет движения как бы неподвижного и времени не проходящего. Все же есть
некоторое мгновение, некоторый промежуток, отделенный от другого и замкнутый,
когда движение вижу как бы неподвижным, и другой промежуток, когда наблюдаю
время без изменения и движения. Здесь оно будет как бы непреходящим.
(1934)