Орельская О. В.

Современная зарубежная архитектура: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О. В. Орельская. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 272 с.

Дан краткий обзор развития современной зарубежной архитектуры XX в. Рассматриваются основные направления мировой архитектуры. Дается определение каждого из стилистических направлений, приводятся характерные черты, особенности, причины и предпосылки их возникновения. Анализируется творчество выдающихся зарубежных архитекторов, лидеров того или иного направления на примере их произведений. В приложении приводятся краткие биографические справки о жизни и деятельности ряда известных мастеров мировой архитектуры.

Для студентов высших учебных заведений.

ГЛАВА 19 ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА 1980—2000-х годов

В конце XX в. экологические проблемы привлекли к себе пристальное внимание в связи с ростом промышленных зон, хищническим использованием природных ресурсов и угрозой существования памятников культуры.

Экологическая архитектура — архитектурное направление, изучающее взаимосвязи человека с техносферой и окружающей природой, биосферой и заново созданной средой обитания. В архитектуре задачи экологического порядка реализуются в процессе комплексного художественного проектирования среды с учетом экологических факторов — сохранения баланса между живым миром, природой и историко-куль-турными общечеловеческими и национальными ценностями (табл. 73, 74).

XX в. в истории человечества характеризуется как век машин, промышленности и технологии, а также как век информации и экологии. Историю архитектуры можно рассматривать как историю создания защиты, укрытия от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Но при этом человечество встало в позицию управления природой, ее подчинения, постановки на службу человеку. И уже в XX в. это привело к кризису окружающей среды. Началось глобальное потепление на планете, загрязнение воздушного и водного бассейнов, происходит отравление почвы, уменьшились запасы пресной воды, идет уничтожение лесов, истощаются природные ресурсы, многие страны перенаселены и т.д. Все это может привести к концу цивилизации, если человечество не объединится для решения жизненно важных проблем. Необходимы глобальные перемены в архитектуре, связанные с проблемой человеческого выживания. Человечество ждет сегодня от архитекторов не утопических предложений, которые могут нанести дальнейший ущерб природе, а предложений по созданию среды обитания человека в гармонии с природой.

В архитектуре возникло направление «экоархитектура», «зеленая архитектура», представители которого стремятся решать взаимоотношения между архитектурой и окружающей средой. Миссия этого нового направления в архитектуре — внедрять экологические принципы в проектирование. Это направление выступает как жизнеспособная ^архитектура, как альтернатива современному промышленному обществу, которое строит из металла, бетона и стекла.

Кризис окружающей среды толкает архитекторов на революционные преобразования. В современном обществе социальные, политические, экономические, научные — все проблемы должны быть экологически ориентированными. Прогрессивные экологически новшества: использование переработанных материалов для отопления, сохранение энергии, эффективные методы строительства, переход к использованию энергии солнца, ветра.


Если в начале XX в. архитекторы-модернисты вдохновлялись индустриальной мечтой и подчиняли свои проекты новым технологиям, то в конце XX в. начался поворот к постсовременной архитектуре, отход от абстрактной формы и внимание к конкретному месту. Появилась концепция деар-хитектуры, которая пытается изменить приоритеты в архитектуре, показать трагизм действительности.

В настоящее время продолжает наблюдаться формалистический подход архитекторов к созданию зданий. Идут поиски новых стилей, но эти поиски мало затрагивают проблемы создания органичных форм, мало уделяют внимания экологии, что не соответствует сложившейся ситуации.

Архитекторы ар нуво на рубеже XIX и XX вв. по-своему обратились к проблеме связи с природой: они украшали архитектуру природными формами и деталями. В начале XX в. американский архитектор Ф.Райт, основатель нового направления в архитектуре — органического, создавал фундаментальные принципы объединения архитектуры с природным контекстом. Его «дома прерий» стали естественным продолжением окружающей среды. Для строительства он использовал природные материалы. Но ему было трудно подражать, легче было подражать модернистам с их простыми геометрическими объемами: кубами, конусами и сферами. За исключением романтиков Ф. Райта и А. Аалто архитекторы оставались безразличными к окружающей среде. Идеи минимализма в 1920 — 1930-е годы занимали умы архитекторов, мечтавших строить быстро, дешево и функционально.

Когда в 1960-е годы ученые предупредили об опасности пренебрежения к природе, возникло движение «зеленых», которые встали на защиту природы. Средства массовой информации все чаще сообщали об угрозе для человечества. В 1970-е годы на Западе возникли новые группы защиты: Гринпис, Содействие окружающей среде, Съер-ра клуб, Друзья Земли и др. Движение «зеленых» пытается повлиять на изменение ценностных ориентаций в обществе, изменить отношение к природе, рассматривая человека как часть природы. Возникла волна экофилософии, которая рассчитывает на мудрость политиков. Но не только политики должны решать эти проблемы.

Так называемый цивилизованный мир дистанцировался от природы.

Архитектура продолжает агрессивное вторжение в природу. Ответственность архитекторов должна помочь решить проблемы окружающей среды. Норвежский архитектор А. Наесс в 1970-е годы очень точно сказал: «Мы (архитекторы) имеем свою миссию в формировании лучшего будущего». Архитектура должна радикально измениться, чтобы вернуть потерянные контакты с природой. Новая архитектура должна быть сплавом природы и искусства. Она должна удовлетворять требованиям климата, использовать экологически чистые материалы, энергию солнца, использовать системы фильтрования воздуха и воды, отвечать эстетическим требованиям, тогда она будет жизнеспособной.

Сегодня необходимо экологическое просвещение, которое помогло бы формировать отношение к окружающей среде. Нужны значительные затраты на восстановление окружающей среды, защиту от истощения ресурсов, ограничение загрязнения всей природной среды планеты. Должны появиться четкие экологические стратегии, философские и этические рамки, в которых появится новая архитектура.


Поиски в этом направлении ведутся рядом архитекторов в разных странах. Архитектор К.Янг построил зда-ние-башню МБФ в Пенанге, Малайзия (1990—1993 гг.), которая включает в свой состав офисы и апартаменты. Многоэтажное здание получило название биоклиматического небоскреба. Направление ветра и инсоляция определяют расположение офисных и жилых блоков. Между внутренним и внешним пространством здание имеет буферную зону в виде террас, которые используются как место для выращивания растений и для отдыха, а также для естественной вентиляции жилых помещений. Каждая квартира и офис хорошо проветриваются, что особенно важно в условиях тропического климата. Здесь имеются специальные приспособления, создающие тень. Специфика его архитектурного решения основана на учете климатических особенностей.

Австралийский архитектор Г. Пей-чел построил радиостанцию в Австрии в горной местности (1979 г.). Параболическая антенна — единственная вертикаль — монументальная структура, которая противопоставляется горам. Но все остальное: жилые дома, офисы, помещения для отдыха — автор органично включил в пейзаж. Крыши строений защищены землей. Наземные возвышения сводятся к минимуму. Это удачное экорешение на данном участке.

Американский архитектор Э. Амбас обсуждает проблемы архитектуры и ее связи с окружающей средой. Его концептуальное направление — вписывание архитектуры в природу: «Архитектура — сплав с контекстом». Инновационная цель его работ — использование пейзажа для создания закрытого землей укрытия. Он, продолжая идеи Ф. Райта, рассматривает деревья и растения как композиционные акценты вокруг зданий, а среду обитания — расширенно, с включением в нее ландшафта. Его Центр межнациональной культуры и информации в Фукуоке (1995 г.), в плотно населенном городе Японии, издали напоминает зеленый террасированный склон. Обычно сооружения Э.Амбаса почти не изменяют пейзажи.

В 1988 г. по проекту Э.Амбаса было построено здание оранжереи Люсил Холлсел в Сан-Антонио, США, которое критики назвали «стеклянный сто-унхендж». Это уникальное сооружение содержит в себе 18 тыс. растений, среди которых и редкие на Земле экземпляры. Сооружение представляет собой прозрачные скульптурные кристаллы, внутри которых компьютеры создают необходимый для жизни растений микроклимат. Интерес представляет замысел архитектора, который заставляет посетителей проходить к этим стеклянным кристаллам через толщу холма, в подземном пространстве. Он выводит их в череду закрытых и открытых пространств, каждое из которых имеет свою индивидуальную пластику, затем, миновав темные проходы, посетители попадают в оранжереи («движение из преисподней в рай», как писали об этом критики.) Эта работа была отмечена как одна из лучших на ежегодном конкурсе Американского института архитекторов.

Новая интерпретация органических форм, объединенных плавными формами поверхности земли, представлена в серии из девяти жилых домов в Диетиконе, Швейцария (арх. П.Ветсч, 1993 г.). Дома построены из монолитного железобетона и представляют собой скульптурный эксперимент со свободными формами. Плавные очертания кровель сливаются с холмистой поверхностью земли на данном участке. Мягкие причудливые формы домов напоминают абстрактные биомор-фические образования, а интерьеры домов подобны пещерам. Дома имеют квартиры из четырех—семи комнат и группируются вокруг пруда и небольшого дворового пространства. Оконные проемы обращены на юг. Освещение ряда помещений осуществляется через верхние фонари. Это еще один пример экологического подхода к архитектуре жилища.


В полярной противоположности находится Европейский центр Вулканизма во Франции (арх. Г.Холляйн, 1994 — 2001 гг.) — пример активного вмешательства в пейзаж. Вулканический европейский центр является комплексом, расположенным на 1000-метровой отметке, врезанным в бассейн потухшего вулкана. Круглая конфигурация здания, подземные залы для выставок, большая башня в форме конуса символизируют различные элементы ландшафта, связанного с вулканом, и готовы ответить на вопросы людей об извержениях, определивших формирование Земли. Автор придал комплексу сильное ритуальное и космологическое качество, совместимое с мистикой и наукой — вулканологией. Надземные части здания предполагают разрезы в пейзаже, а подземные секции обращаются к слоям земли для геологического изучения. Интеграция архитектуры и пейзажа выражена архитектором в раде скульптурных объектов, которые метафорически отражают существующую топографию области. Г.Холляйн предложил, чтобы вся область потухших вулканов была включена в часть выставки. Сеть проходов ведет посетителя вовнутрь, где демонстрируется, как происходит вулканическая деятельность. Посетители получают различную геологическую информацию. Для строительства центра автор использует местные материалы. Это пример экоориентиро-ванной архитектуры, эксперимент с определенным местом. Сооружение носит скульптурный характер. Оно продолжает ранние органические поиски Ф.Райта.

Архитектурная группа «Сайт» («Скульптура в среде»), основанная в 1970 г. в Нью-Йорке скульптором Дж.Уайнсом, в которую входят архитекторы Э.Скай, Э. Соуса, М. Стоун, внесла вклад в интеграцию архитектуры с окружающей средой. Среди знаменитых проектов группы «Сайт» — здание Музея Исламских искусств в Дохе, Катар (1997 г.), где структура вырастает из естественной окружающей среды, соединяя контекст и здание. Музей исламских искусств решается как система проходов. Его крыши подобны дюнам, а стены создают впечатление пейзажа пустыни, который акцентирован архитектурными оазисами растительности. Проект отражает традиции геометрии в исламском искусстве. Это имеет отношение к художественному оформлению стен. Верхние сады демонстрируют пример эстетических решений на основе включения зеленой природы в структуру здания. Энергия падающей воды дает электричество для освещения интерьеров.

Группа «Сайт» стремиться использовать искусство для контроля за климатом. Музей представляет собой сплав архитектуры, технологии и пейзажа. Проект стал результатом сотрудничества архитекторов, художников и техников. Холмистые уровни крыши создают драматичные скульптурные интерьеры с различной высотой потолка.

Климат в Катаре отличается очень высокой температурой и высокой влажностью. Для строительства музея, где внутри будут размещены древние рукописи и исторические экспонаты, необходимо использовать термостойкие материалы, второй свет в интерьерах, зеленый парк, стены с пер-голами, внутренние дворы, технологии деувлажнения в местах хранения экспонатов. Предлагаемые новшества — сохранение прохладного ночного воздуха в дневное время и естественная вентиляция. Специальные фильтры охлаждают пространство. Архитектурный образ музея рождается как ответ на обращение к исламской культуре, пустыне, морю, местной растительности и определенной топографии места. «Сайт» придает скульптурную форму зданию. Решетчатые перегородки, использующие фрагменты исламской архитектуры, выполнены в разных материалах и имеют разную степень прозрачности (непрозрачность, перфорацию и прозрачность). Центр музея выделен куполом, основанном на классических исламских пропорциях, и посвящен истории религии. Группа «Сайт» стремится к интеграции архитектуры и контекста. Музей исламских искусств объединяет окружающую среду с технологией коммуникаций, создает взаимодействие структуры, информации и региональных образов.


Группой «Сайт» был разработан проект акваториума «Музей воды» в Чаттануге в Теннеси, США (1993 г.), где она решает проблему взаимодействия здания х окружающей территорией. Сооружение представляет собой научный, культурный и образовательный центр. Оно мастерски вписано в ландшафт. Вершина пологого холма определила крут в плане, который расчленен на зоны и объединен рядами волнообразных изгибающихся стен. Стены создают пространственный каркас, в котором здания чередуются с открытыми участками. Экспозиция выходит за пределы интерьеров и сливается с рельефом и природой склона. Здесь используется виртуальные изображения, которые проецируются на стены, объединенные с садами, бассейнами и фонтанами. Проект призывает к обсуждению экологических проблем.

Достижением связи здания с культурным контекстом и выражением поэзии в архитектуре служит Культурный центр Джейн-Мари Тджибаоу в Нумеа в Новой. Каледонии по проекту архитектора Р.Пиано (1992—1998 гг.). Эта необычная структура расположена на французской территории Океании в 1000 милях к востоку от Сиднея (Австралия). В сооружении отражены многократные слои Малайнезийской культуры в сочетании с западной архитектурой. Известный проектировщик Центра культуры и искусств им. Ж.Помпиду в Париже, прародитель хай-тека в архитектуре Р. Пиано победил в международном конкурсе 1991 г. на Культурный центр Джейн-Мари Тджибаоу. В его постройке целесообразно объединены местные материалы, традиционные методы строительства, современная технология и эко-логичность. Его концепция — решать план в виде павильонов, отражающих наследие архитектуры в южной части Тихого океана. Здание отвечает и современной стратегии, и топографии местности, природе; оно идентифицировано с пейзажем Новой Каледонии. Здесь использован бамбук для вертикальных элементов, которые управляют ветром подобно вентиляторам. Бамбук, используемый в качестве строительного материала, связывает здание с местной культурой. Автор соединяет ряд павильонов в единую цепь, подобную горному хребту, напоминающую образцы линейного, типичного для данной местности, сельского поселения. Этот комплекс воплощает настоящее, прошлое и будущее. Автором предлагается идея высокохудожественной зеленой архитектуры, вырастающей из технологии. Это новый экообраз здания, соответствующего месту и обратившегося к использованию экологических материалов.


Цель «зеленых проектов» — демонстрировать связь с окружающей средой, привлечь внимание и достичь общественное признания ценности «зеленой архитектуры», показать необходимость развития программ охраны окружающей среды и создания безотходных технологий, доступных широкому рынку. Они способствуют сохранению природного пейзажа, используют солнечную энергию, призывают к экономному использованию воды.

Среди приверженцев этого направления выделяется группа архитекторов — так называемые провидцы с идеями, которые имеют важное значение для будущего. Главное для них — это использование технического прогресса для решения экологических задач.

Идея американского архитектора Дж. Милеса демонстрирует высокий уровень футуристической фантазии. Он предлагает создать изготовитель озона (ряд спутников, которые восстанавливают озоновый слой и одновременно поставляют чистый воздух из атмосферы). Его зеленая концепция — создание механизма, предназначенного для восстановления сбалансированной атмосферы. Изготовитель озона кружит над землей на высоте 16 км. Механизм раздут гелием и перемещается посредством ветра, используя паруса, что напоминает парусное судно XVIII в. Запасы воздуха переносят при помощи дирижабля и воздушных шаров к станциям, Отработанные продукты собираются и окисляются, используются как материал для систем жизнеобеспечения. Изготовитель озона кружится над планетой. Этот теоретический проект — его вклад в идею спасения человечества.

Американский архитектор Д.Гуд-ман разрабатывает концепцию «Плавающий город» (1995 г.) как ответ на рост населения в будущем. Она ориентирована на морскую среду обитания. Архитектор приводит примеры Японии — страны с ограниченными земельными ресурсами, где более 60 искусственных островов были построены для расширения территории в течение прошлого десятилетия. По замыслу Д.Гудман остров плавал бы на больших, заполненных воздухом понтонах и крепился якорем к океанскому дну. Минигород включает чистые системы подводной промышленности по добыче различных полезных ископаемых и продовольствия. Здесь предусмотрена особая система ловли рыбы. Террасные крыши используются для сбора солнечной энергии. Д.Гудман предлагает безотходное производство, производство нового вида энергии, развитие сельского хозяйства по выращиванию морских водорослей. Проект Д. Гудман закладывает основы для расширения мест проживания в океане.

Проект М. Соркина под названием «Город будущего» (1994 г.) предназначен для людей, которые живут в киберпространстве, пользуются достижениями компьютерных технологий, общаются через Интернет. Жители обитают в специальных ячейках пространственно развитой структуры, расположенной под землей. Здесь они перемещаются по разным уровням, дышат очищенным воздухом и гуляют в зеленых садах. Архитектурный дизайн носит урбанистический характер и обращен в будущее.

«Зеленое движение» 1990-х посадило деревья на крышах зданий и создало благоприятный климат, но только для элиты. Единственный недостаток настоящего времени, считает Дж.Уайнс, автор известной книги «Зеленая архитектура», — это отсутствие реальных предложений по спасению окружающей среды в глобальном масштабе.


Работы большинства современных архитекторов отражают лишь некоторые аспекты поиска языка экоархи-тектуры. Поиск концепций, открывающих горизонты в архитектуре, ведет к преобразованию содержания окружающей среды.

В экоархитектуре художественное качество оценивается степенью подчинения контексту.

Если проблема экологии для некоторых архитекторов — это угроза их стилистическим предпочтениям, обычным методам работы, то для других — это возможность развивать новые ресурсосберегающие технологии, более глубокое понимание жизни на Земле, новые основы архитектуры, соединяющие искусство, философию, технологию и природу. Сегодня все технологически зависимые общества понимают, что для выживания нужны координальные решения, предлагаемые «зелеными» архитекторами.

В архитектуре это означает пересмотр основных философских и эстетических ценностей профессии, критический взгляд на технологии, политику и экономику. Архитектура окружающей среды не должна стать камуфляжем. В глобальных обязательствах по отношению к окружающей среде архитектурные решения должны быть реконструктивными, а не косметическими.

В настоящее время вновь возобновляется внимание и интерес к органической архитектуре Ф.Райта. Общая задача: искать решения в создании адекватной человеческой среды обитания перед лицом глобальных катастроф природы. Роль архитектуры здесь — восстановление духовного и психологического контакта человека с природой.

Природа — универсальный источник идей и символики в искусстве. Миссия архитектуры — возвратить те хрупкие нити связей с природой, которые были утрачены. Жизнеспособность искусства архитектуры для нового тысячелетия будет зависеть от создания мостов, которые объединят технологию с сохранением жизни на Земле, а архитекторы смогут преобразовать это объединение в новый визуальный язык.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время зарубежная архитектура имеет самые широкие возможности для применения разнообразных конструкций, материалов и технологий. К началу XXI в. стало реальным осуществить самые фантастические архитектурные идеи.

Тем не менее на фоне научно-технического прогресса в развитии архитектуры отмечается кризис, который носит всеобщий характер. Повсеместно происходит моральное старение небоскребов, которые уже не удивляют своим техническим оснащением.

В Европе сходят со сцены постмодернистские эксперименты, которые открыли путь другим направлениям архитектурного творчества. На рубеже веков отмечается мозаичная дробность западной архитектуры. Мировая архитектура к началу XXI в. представляла собой довольно пеструю картину разнообразных процессов и не имела четкой единой направленности. Исчезла надежда на возникновение единого мирового стиля в архитектуре. Прогнозы будущего в архитектуре неопределенны.

Завершился XX в., наступил XXI в. Архитектура в ожидании своего обновления пытается найти новую концепцию. Вне всякого сомнения, архитекторы в ближайшем будущем будут следовать основным принципам проектирования и строительства, подчиненным требованиям сохранения среды обитания, иначе нашей цивилизации угрожает исчезновение. Проблема экологической архитектуры находится пока в стадии осмысления. Архитектор несет моральную ответственность за будущее человечества. Нельзя смотреть на архитектуру только с эстетической точки зрения. Создание и организация комфортной жизненной среды для человека должна быть поставлена во главу творческой деятельности зодчих. Эта проблема может стать общим архитектурным идеалом. Мо-заичность в сегодняшней архитектуре показывает разнообразие возможностей зодчества, которые будут способствовать разным путям решения экологической проблемы. Востребованными, безусловно, остаются и достижения научного прогресса, и поиски региональных архитектурных школ, ратующих за развитие местных традиций.

Противоречия последних десятилетий в архитектуре были связаны с кризисом современной индустриальной эпохи, неудовлетворенностью современной архитектурой, непониманием ее целей и задач, приведшими к возникновению «архитектуры выбора» и многостилью. Язык архитектуры постмодернизма также недолго удовлетворял архитекторов, и они снова обратились к практике авангардистов. Возможно, новая архитектура будет опираться на ряд достижений XX в., таких как создание универсального пространства, дальнейшая разработка принципов органической архитектуры, уважительное отношение к прошлому, учет местных особенностей, основанных на исторической преемственности. Говорить о будущем, как известно, дело неблагодарное (порождать очередные утопии), но очевидно, что надо стремиться к созданию благоприятной среды обитания и художественно осмысленного пространства, комфортного для жизнедеятельности и духовного совершенствования современного человека.


Архитектура отражает свое время, поэтому обращенность в прошлое, во вчерашний день не приемлема для любого искусства. Уровень мастерства зодчих всех стран определяется, прежде всего, профессионализмом, умением вписать каждое здание в градостроительный контекст, умением сделать здание комфортным и прекрасно функционирующим, умением соединить конструкции и форму, умением учитывать запросы потребителя. В настоящее время расширяется круг приверженцев новой архитектуры, ориентирующейся на новаторство, которому принадлежит будущее.

Время идет, настоящее уходит в историю. Мало изучать древнюю историю архитектуры, необходимо знать и ориентироваться в архитектуре сегодняшнего дня, особенно тем, кто избрал эту замечательную творческую профессию — профессию зодчего.

В процессе глобализации международной архитектурной деятельности необходимо знание реальной ситуации. В условиях оживления международных, культурных, туристских связей, наличия глобальных коммуникационных сетей более доступна стала информация по архитектуре зарубежных стран. Знакомство с архитектурным опытом разных стран мира показывает разнообразные поиски в нашей профессии.

В связи с различием идеологий нашей страны советского периода и капиталистических стран зарубежной архитектуре уделялось недостаточно внимания, практически отсутствовали литературные источники, на первый план выходила резкая критика. Ситуация изменилась с начала 1990-х годов. Российские архитекторы получили возможность знакомиться и изучать архитектуру стран мира как в натуре, так и по многочисленным зарубежным литературным изданиям.

Но зачастую при изучении зарубежной архитектуры студенты используют ее как источник для поверхностного подражания в своих проектах. Необходимо вырабатывать объективные оценки как произведений архитектуры, так и стилистических направлений.

Творчество западных мастеров представляет интерес для российских зодчих, так как в мире наблюдается все большее взаимовлияние и взаимообогащение культур. Смена стилистической направленности в европейской и российской архитектуре всегда происходила либо синхронно, либо с некоторым опозданием — последовательно, хотя стили и направления были идентичны, но всегда имели отличия и особенности, обусловленные рядом идеологических, политических, экономических, конструктивно-технологических, функционально-планировочных, образных и других факторов.

Безусловно, архитектура Запада имеет неоспоримые достижения, связанные с освоением высоких технологий, применением новых строительных материалов и конструкций. Конкуренция стимулирует фантазию, неожиданную комбинацию форм, иногда порождая при этом формализм. Она же приводит в ряде случаев к гигантизму сооружений или к их рекламной броскости. Особенно привлекают внимание подлинные новаторские поиски в области формообразования и в разработке авторских концептуальных произведений. Анализ и изучение выдающихся произведений архитектуры стран Запада, творчества мастеров архитектуры — бесспорных лидеров того или иного направления — помогают студентам в обучении профессиональному мастерству, что, в конечном итоге, способствует дальнейшему развитию отечественной архитектуры.

Конечно, в учебном пособии неизбежны некоторая условность и схематизм при кратком обзоре сложных процессов, происходящих в архитектуре. Не всегда творчество мастеров укладывается в русло того или иного направления. Многие зодчие работают вне определенных течений или выходят за их рамки и отличаются яркой индивидуальностью (например, архитектор К. Портзампарк, с его романтическими устремлениями, выходит за рамки неомодернизма, Т.Андо поисками структурной выразительности — за рамки минимализма, а скульптурные композиции С. Калатравы тяготеют к неоэкспрессионизму, выходя за границы неомодернизма, и т.д.). Но в целом учебное пособие помогает систематизировать обширный материал и в этом его основная задача.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алвар Аалто. Архитектура и гуманизм / Аалто Алвар ; пер. с фин.; под ред. А. Гозака. — М. : Прогресс, 1978. — 220 с.

2. Актуальные тенденции в зарубежной архитектуре и их мировоззренческие и стилевые истоки // Сб. науч. тр. / отв. ред. В. Л.Хайт. — М. : НИИТАГ, 1998. - 146 с.

3. Архитектура Запада : кн. 1. Мастера и течения / Науч. иссл. ин-т теории, истории и перспективных проблем советской архитектуры. — М. : Стройиздат, 1972. -202 с.

4. Архитектура Запада : кн. 2. Социальные и идеологические проблемы / А. В. Иконников, В.Л.Глазычев, А.А.Стригалев. — М.: Стройиздат, 1975. — 197 с.

5. Архитектура Запада : кн. 3. Противоречия и поиски 60—70-х годов / отв. ред. В.Л.Хайт. - М.: Стройиздат, 1983. - 175 с.

6. Архитектура Запада : кн. 4. Модернизм и постмодернизм. Критика концепций / ЦНИИ теории и истории архитектуры. — М. : Стройиздат, 1986. — 181 с.

7. Всеобщая история архитектуры в 12 томах. Архитектура капиталистических стран XX в. Т. 11 / под ред. А. В. Иконникова, Ю. Ю. Савицкого, Н. П. Былинкина и др. — М. : Стройиздат, 1973. — 887 с.

8. Бартенев И.А. Очерки истории архитектурных стилей / И.А.Бартенев, И.А.Батажкова. — М.: Изобраз. искусство, 1983. — 384 с.

9. Бассегода Нонель X. Антонио Гауди / Нонель X. Басегода / под ред. В. Л. Гла-зычева. — М. : Стройиздат, 1986. — 208 с.

10. Бэнэм Р. Взгляд на современную архитектуру. Эпоха мастеров / Р. Бэнэм. — М. : Стройиздат, 1980. — 172 с.

11. Вопросы теории архитектуры. Архитектурное сознание XX—XXI веков: разломы и переходы. — М. : Эдиториал УРСС, 2001. — 288 с.

12. Гидион 3. Пространство, время, архитектура / 3. Гидион. — М.: Стройиздат, 1984.-455 с.

13. Глазычев В.Л. Предисловие // Бэнэм Р. Новый брутализм. Этика или эстетика? / В.Л.Глазычев. — М. : Стройиздат, 1972. — 199 с.

14. Глазычев В.Л. Архитектура : энциклопедия / В.Л.Глазычев; худож. С.КЧураков. — М. : ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография» : Астрель : ACT, 2002. - 672 с.

15. Гозак А. Алвар Аалто / А.Гозак. — М. : Стройиздат, 1976. — 174 с.

16. Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма / Ч.Дженкс ; пер. с анг. А.В.Рябушина, М.В.Уваровой ; под ред. А.В.Рябушина, В.Л.Хайта. — М. : Стройиздат, 1985. — 136 с.

17. Едике Юрген. История современной архитектуры. Синтез формы, функции и конструкции / Юрген Едике ; под ред. В. Калиша. — М. : Искусство. — 1972.-246 с.

18. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура : терминологический словарь «Апполон» / под. ред. А. М. Кантора. — М.: Эллис Лак, 1997. — 736 с.

19. Иконников А. В. Современная архитектура Швеции / А. В. Иконников. — М. : Стройиздат, 1978. — 152 с.

20. Иконников А. В. Архитектура США. Архитектура в системе буржуазной культуры / А. В. Иконников. — М. : Искусство, 1979. — 199 с.

21. Иконников А. В. Зарубежная архитектура: От новой архитектуры до постмодернизма / А. В. Иконников. — М.: Стройиздат, 1982. — 255 с.

22. Иконников А. В. Хай-тек. О путях образного освоения технической формы в современной архитектуре / А. В. Иконников // Архитектура СССР. — 1983. — № 5. — С. 54—57.

23. Иконников А. В. Историзм в архитектуре / А.В.Иконников. — М.: Стройиздат. - 1997. — 559 с.

24. Иконников А. В. Архитектура XX века. Утопии и реальность / А. В. Иконников. — Т. I. — М.: Прогресс—Традиция, 2001. — 656 с.

25. Иконников А. В. Архитектура XX века. Утопии и реальность / А.В.Иконников. — Т. II. — М.: Прогресс — Традиция, 2002. — 672 с.

26. Кальмар М. Современная архитектура Австрии / М. Кальмар ; пер. с венг. Н.Н.Калиниченко ; под ред. В.Л.Хайта. — М. : Стройиздат, 1986. — 208 с.

27. Каплун А. И. Стиль и архитектура / А. И. Каплун. — М.: Стройиздат, 1985. — 232 с.

28. Кацнелъсон Р. А. Современная архитектура Италии / Р. А. Кацнельсон. — М. : Стройиздат, 1983. — 192 с.

29. Кензо Танге. Архитектура и градостроительство: 1949—1969 / Танге Кен-зо ; сост. Удо Культерман. — М. : Стройиздат, 1978. — 252 с,

30. Комарова И. И. Архитекторы / Серия «Краткие биографические словари». — М. : Рипол классик, 2000. — 576 с.

31. Jle Корбюзье. Архитектура XX века / Ле Корбюзье ; пер. с фр. ; под ред. К.Т.Топуридзе. — М. : Прогресс, 1970. — 301 с.

32. Лордкипанидзе P.P. Современная архитектура Италии (1970—1990) / Р.Р.Лордкипанидзе. — М. : Стройиздат, 1990. — 191 с.

33. Маклакова Т. Г. Архитектура двадцатого века. Современная архитектура / Т. Г. Маклакова. — М. : Ассоциации строительных вузов, 2001. — 195 с.

34. Маньковская И. Б. Эстетика постмодернизма / Н. Б. Маньковская. — СПб.: Алетейя, 2000. — 347 с.

35. Мастера архитектуры об архитектуре. Зарубежная архитектура. Конец XIX—XX в. / сост. и ред. А. В. Иконников. — М.: Искусство, 1972. — 590 с.

36. Мачульский Г. К Мис ван дер Роэ / Г. К. Мачульский. — М.: Стройиздат, 1969. - 255 с.

37. Модернизм. Анализ и критика основных направлений / под ред. В. В. Ван-слова, Ю.Д.Колпинского. — М. : Искусство, 1969. — 242 с.

38. Нимейер О. Архитектура и общество / О.Нимейер ; пер. с португ. ; сост.

B. Л.Хайт. - М.: Прогресс, 1975. - 187 с.

39. Овсянников Ю. М. История памятников архитектуры. От пирамид до небоскребов / Ю.М.Овсянников. — М. : Галарт, 2001. — 287 с.

40. Орелъская О. В. Советская и современная зарубежная архитектура : конспект лекций / О. В. Орельская. — Горький : ГГУ им. Н. И.Лобачевского, 1990. — 50 с.

41. Орельская О. В. Экскурсия по современной архитектуре Парижа / О. В. Орельская // Нижегородский проект. — 2002. — № 3. — С. 5 — 7; № 4. —

C. 9-10.

42. Орельская О. В. Новые проекты Кишо Курокавы / О. В. Орельская //Нижегородский проект. — 2002. — № 2. — С. 9 —10.

43. Орельская О. В. Путь в новую эпоху (Проекты и постройки С. Калатравы) О. В. Орельская // Нижегородский проект. — 2002. — № 6. — С. 14—17.

44. Орельская О. В. Фантастические проекты и объекты Шина Такамацу / О. В. Орельская // Нижегородский проект. — 2003. — № 4. — С. 40 —41.

45. Орельская О. В. Техноэкспрессионизм австралийского архитектора

A. Лумсдена / О. В. Орельская // Нижегородский проект. — 2004. — № 1 — 2. — С. 52-55.

46. Орельская 0.Концепции архитектуры Киенори Кикутаке / О. В. Орельская // Нижегородский проект. — 2004. — № 4. — С. 10 —14.

47. Орельская О. В. Симбиоз неосупрематизма и деконструктивизма в творчестве архитектора Захи Хадид / О. В. Орельская // Нижегородский проект. — 2004.-№ 5.-С. 15-21.

48. Орельская О, В. Концепции экоархитектуры / О. В. Орельская // Нижегородский проект. — 2005. — № 1. — С. 10—15.

49. Рагон М. О современной архитектуре / М.Рагон. — М. : Госстройиздат, 1963. - 232 с.

50. Ричарде Д. М. Различные стили современной архитектуры / Д. М. Ричарде // Современная архитектура ; пер. с фр. — 1971. — № 6. — С. 49 — 58.

51. Рябушин А. В. Новые горизонты архитектурного творчества, 1970 — 1980-е годы/А.В.Рябушин. — М. : Стройиздат, 1990. — 325 с.

52. Рябушин А. В. Творческие противоречия в новейшей архитектуре Запада / А В. Рябушин, А. Н. Щукурова. — М. : Стройиздат, 1985. — 172 с.

53. Рябушин А. В. Архитекторы рубежа тысячелетий / А. В. Рябушин. — М. : Искусство XXI век, 2005. — 288 с. *

54. Савицкий Ю.Ю. Архитектура капиталистических стран / Ю.Ю.Савицкий. — М.: Стройиздат, 1973. — 135 с.

55. Современная архитектура США: Критические очерки / ЦНИИ теории и истории архитектуры. — М. : Стройиздат, 1981. — 176 с.

56. Современная зарубежная архитектура. Эстетические проблемы // Сб. науч. тр.; под. ред. В. Л.Хайта. — М.: ЦНИИП градостроительства, 1989. — 113 с.

57. Соловьев В.К. Современная архитектура Франции / Н.К.Соловьев,

B.С.Турчин, В.М.Фирсанов. — М. : Стройиздат, 1981. — 303 с.

58. СаминД.К\ Сто великих архитекторов / Д. К. Самин. — М. : Вече, 2000. — 592 с.

59. Станькова Я\ Тысячелетнее развитие архитектуры / Я. Станькова, И. Пе-хар ; под ред. В. Л.Глазычева. — М. : Стройиздат, 1984. — 293 с.

60. Танге Кендзо. Архитектура Японии: Традиции и современность / Кендзо Танге ; пер. с англ. ; под ред. А. В. Иконникова. — М.: Прогресс, 1976. — 238 с.

61. Тасалов В. И. Очерк эстетических идей архитектуры капиталистического общества / В. И. Тасалов. — М. : Наука, 1979. — 335 с.

62. Уиттик А. Европейская архитектура XX века / А. Уиттик ; пер. с англ. ; ред. А. Н. Бенедиктова. — Т. 1. — М.: Гос. изд-во по стр~ву, архит. и строит, материалам, 1960. — 283 с.

63. Уиттик А. Европейская архитектура XX века. Т. 2. Эра функционализма (1924—1933) / А. Уиттик; пер. с анг. А. В. Бенедиктова. — М.: Изд-во литературы по строительству, 1964. — 203 с.

64. УоткинД. История западноевропейской архитектуры /Д.Уоткин ; пер. с нем.; науч. ред. С.Хачатуров. — Кельн : Konemann, 2001. — 423 с.

65. Фремптон К. Современная архитектура. Критический взгляд на историю развития / под ред. В. Л.Хайта. — М.: Стройиздат, 1990. — 535 с.

66. Хайт В.Л. Современная архитектура Бразилии / В. Л.Хайт. — М.: Стройиздат, 1973. - 158 с.

67. Хайт В. Л. Об архитектуре, ее истории и проблемах // Сб. науч. статей / В.Л.Хайт ; предисл. А, П. Кудрявцева. — М.: Едиториат УРСС, 2003. — 456 с.

68. Швидковский Д. О. Архитектура в преддверии будущего / Д. О. Швидков-ский // Художественные модели мироздания. Кн. вторая: XX век. — М.: Наука, 1999.- 240 с.

69. Шукурова А. Н. Архитектура Запада и мир искусства XX века / А. Н. Шу-курова. — М.: Стройиздат, 1990. — 318 с.

70. Шукурова А. И. Присутствие прошлого и настоящего / А. Н. Шукурова // Архитектура СССР. — Март—апрель 1984. — С. 110—113.

71. Яралов Ю. С. Национальное и интернациональное в советской архитектуре / Ю. С. Яралов. — М. : Стройиздат, 1985. — 224 с.

72. Boesiger W. Le Corbusier 1910 — 65 / W.Boesiger, E. Girsberger. Les Editions d Architecture Zurich, 1967. — 351 p.

734. Amsonet W. Contemporary European architects: V. 1. / W. Amsonet. — Bentdikt Tashen, 1990. — 160 p.

74. Brownlee D. B. Louis I. Kahn: In the Realm of Architecture / D. B. Brownlee, De Long D. G. — New York : Rizzoli, 1994.

75. Gossel P. Architecture in the Twentieth Century / P.Gossel, G. Leuthauser. — Bentdikt Tashen, 1991. - 432 p.

76. Jencks Ch. The New Moders: From late to neo-modernizm / Ch. Jenks. — New York : Rizzoli, 1990. - 300 p.

77. Jodidio Philip. Contemporary European architects: V. Ill / P. Jodidio. — Bentdikt Tashen, 1995. — 176 p.

78. Jodidio Philip. Contemporary European architects: V. IV / P. Jodidio. — Bentdikt Tashen, 1996. -176 p.

79. Jodidio Philip. Contemporary European architects: V. V/ P. Jodidio. — Bentdikt Tashen, 1997. — 176 p.

80. Jodidio Philip. Contemporary European architects: V. VI / P. Jodidio. — Bentdikt Tashen, 1997. — 192 p.

81. Jodidio Philip. Contemporary American architects: V. I / P. Jodidio. — Bentdikt Tashen, 1993. -176 p.

82. Jodidio Philip. Contemporary American architects: V. II / P. Jodidio. — Bentdikt Tashen, 1996. - 176 p.

83. Jodidio Philip. Contemporary American architects: V, III / P. Jodidio. — Bentdikt Tashen, 1997. — 176 p.

84. Jodidio Philip. Contemporary japanese architects: V. II / P. Jodidio. — Bentdikt Tashen, 1997. — 176 p.

85. Jodidio Philip. Richard Meier / Philip Jodidio. — Bentdikt Tashen, 1995. — 175 p.

86. Jjdidio Philip. Santiago Calatrava / Philip Jodidio. — Bentdikt Tashen, 1998. — 159 p. '

87. Jjdidio Philip. Mario Botta / Philip Jodidio. — Bentdikt Tashen, 1999. — 175 p.

88. Jjdidio Philip. Sir Norman Foster / Philip Jodidio. — Bentdikt Tashen. — 1997. 175 p.

89. Jjdidio Philip. New forms.Architecture in the 1990 s./ Philip Jjdidio.— Bentdikt Tashen. — 2001. — 237 p.

90. Kurokawa Kisho. New weve Japanese architecture / Kisho Kurokawa. — Academy editions. Ernst & Sohn, 1993. — 300 p.

91. Kurokava Kisho. Architectects and Associates. The Philosophy of Symbiosis. From the age of the machine to the Age of Life / Kisho Kurokawa. — Edizioni Press. — 2001.- 199 p.

92. Meyhofer D. Contemporary European architects: V. II /D.Meyhofer. Bentdikt Tashen, 1994. - 176 p.

93. Meyhofer D. Contemporary japanese architects: V. I /D.Meyhofer. Bentdikt Tashen, 1994. -176 p.

94. Paradakis Andreas. Architectural design for today / Andreas Paradakis, James Steele. — Paris: Terrail, 1992. — 224 p.

95. Richard C. Levene у Fernando Marquez Cecilia. Frank Gehry. — Espana. Madrid — El croquis editorial, 1995. — 252 p.

96. Richard С. Levene у Fernando Marquez Cecilia. Zaha Hadid. 1983—1995. — Espana.Madrid — El croquis editorial, 1995. — 269 p.

97. Slessor Catheuine. Arqutectura high-tech у sostenibilidad / Catheuine Slessor. — Editorial Gustavo Gili. S.A. — 199 p.

98. Steele James. Architecture today / James Steele. — London. — Phaidon Press Limited. - 1997.- 512 p.

99. Vitta Maurizio. Kiyonori Kikutake / Maurizio Vitta. — Bergamo: I Area Edizioni, 1997.- 139 p.

100. Vitta Maurizio. Shin Takamatsu. Architecture and nothingness / Maurizio Vitta. — Bergamo: I Area Edizioni, 1996. — 198 p.

101. Whiteson L. Lumsden A. O. / L. Whiteson. — The master architect stries II. — The Grafic Image Studio Pty Ltd, Mulgrave, Australia, 1997. — 255 p.

102. Wines James. Green architecture / James Wines. — Bentdikt Tashen. — 2000. — 240 p.

 

ВСЕМИРНО ИЗВЕСТНЫЕ ЗОДЧИЕ (ИМЕНА И ДАТЫ)

XIX—XX вв.

Пекстон Джозеф (1801 — 1865) Лабруст Генри (Анри) (1801 — 1885) Земпер Готфрид (1803—1879) Гарнье Жан Луи Шарль (1825-1898) Эйфель Густав Александр (1832—1923) Моррис Уильям (Вильям) (1836— 1896) Вагнер Отто Коломан (1841 — 1918) Бернхэм Даниэл Хадсон (1846—1912) Гауди-и-Корнет Антонио (1852—1926) Берлаге Хендик Петрус (1856—1934) Салливен Луис Генри (1856—1924) Орта Виктор (1861 -1947) Вельде Хенри (Анри) Клемене ван де (1863-1957)

Ольбрих Йозеф Мария (1867-1908) Макинтош Чарльз Ренни (1868 — 1928) Беренс Петер (1868-1940) Райт Фрэнк Ллойд (1869- 1959) Гофман Йозеф (1870-1956) Лоос Адольф (1870-1933) Сааринен Элиэль (Готлиб) (1873—1950) Перре Огюст (1874—1954) Гропиус Вальтер Адольф (1883—1969) Дусбург Тео ван (1883-1931) Клерк Мичел (Михел) де (1884—1923) Мис ван дер Роэ Людвиг (1886—1969) Ле Корбюзье Шарль Эдуард Жаннере (1887-1965)

Мендельсон Эрих (1887- 1953) Ритвельд Геррит Томас (1888—1964) Нерви Пьер Луиджи (1891-1979) Нейтра Ричард Йозеф (1892—1970) Шарун Ганс (Ханс) (1893-1972) Люрса Андрэ (1894-1970) Фуллер Ричард Бакминстер (1895—1983) Аалто Алвар (1898-1976)

XX в.

Кан Луис Исидор (1901-1974) Маекава Кунио (1905) Джонсон Филипп Кортелыо (1906—2005) Нимейер Оскар Суарес Филью (1907)

Кандела Феликс (1910—1997)

Сааринен Ээро (1910-1961)

Ревелл Вилье (1910-1964)

Зерфюс Бернар Анри (1911)

Ямасаки Минору (1912—1986)

Гольдберг Бертран (1913)

Танге Кендзо (1913 — 2005)

Эрскин Ральф (1914)

Пей Минг Йо (1917)

Утцон Йорн (1918)

Рудольф Пол Марвин (1918-1997)

Смитсон Питер (1923)

Вентури Роберт (1925)

Мур Чарльз (1925)

Пелли Сезар (1926)

Стирлинг Джеймс (1926—1992)

Унгерс Освальд Маттиас (1926)

Смитсон Элисон (1928 — 1993)

Кикутаке Киенори (1928)

Маки Фумихико (1928)

Гэри Фрэнк (1929)

Исодзаки Арата (1931)

Росси Альдо Лорис (1931)

Портогези Паоло (1931)

Эйзенман Питер (1932)

Сиза Виейра Алвару (1933)

Роджерс Ричард (1934)

Грейвз Майкл (1934)

Курокава Кисе (1934)

Мейер Ричард (1934)

Холляйн Ганс (Ханс) (1934)

Фостер Норман (1935)

Хара Хироши (1936)

Пиано Ренцо (1937)

Бофилл Рикардо (1939)

Андо Тадао (1941)

Ботта Марио (1943)

Портзампарк Кристиан де (1944)

Крие Леон (1946)

Либескинд Даниэль (1946)

Такамацу Шин (1948)

Хадид Заха (1950)

Калатрава Сантьяго (1951)

 

Rambler's Top100
Hosted by uCoz