И.Л. Галинская
     Реферат книги "Дж. С. Аллен. Америка конца века и сумерки культуры"
      (Allen J.S. Fin -de - siècle America and the twilight of culture// Swanee rev. -Charlotte (North Caroline), 2001. - Vol. 104. - P. 288-298.)

     
Джеймс Слоун Аллен (США) напоминает в своем обзоре, что в конце XIX в. произошел спад в области культуры, обещавший культурное возрождение в XX веке. В конце XX в. также, по мнению ряда культурологов, приблизился закат культуры. Майкл Кэммен в книге “Американская культура, американские вкусы: Социальные изменения и XX век” (4) рассматривает проблему поп-культуры и исторические ее взаимоотношения с массовой культурой. Современная массовая культура доминирует в жизни общества гораздо значительнее, чем все разновидности традиционной поп-культуры прежних времен, считает он.
     Уже Хосе Ортега-и-Гассссет в 20-ые гг. XX в. жаловался, что происходит нашествие “массового человека”, а ранее, в XIX в., Алексис де Токвиль предупреждал, что демократия понижает культурный уровень общества. Поп-культура, по мнению М. Кэммена, расцвела в США в 1885—1935 гг. Это были парки развлечений, дансинги, водевили, кабаре и спортивные соревнования команд. На помощь расцвету поп-культуры также пришли кино и радио. Это явление М. Кэммен именует “прото-масс-культурой” и утверждает, что именно она проторила путь для подлинной масс-культуры (с. 289).
     Масс-культура в США, согласно М. Кэммену, появилась только в 50-ые гг. XX в., после Второй мировой войны благодаря послевоенному расцвету консьюмеризма, появлению телевидения и влиянию последнего. Америка стала страной, где образовалось “общество потребления”, требовавшее от масс-медиа постоянного развлечения. Так к концу XX в. Америка превратилась в страну однородного “культурного популизма” (с. 290).
     Нил Геблер в книге “Жизнь: Кино: Как развлечение победило реальность” (3) утверждает, что культурные и психологические эффекты такого явления, как развлечение, коренятся в наследии Первой мировой войны. Развлечение создало “новый мир, в котором мы живем, мир постреальности” (цит. по: с. 291). Борьба между последователями и защитниками традиционной высокой культуры и пропагандистами модерной популярной культуры, считает Н. Геблер, началась в США еще в XIX в. Он называет это время “революцией развлечения”, считая его причиной биологическое стремление к чувственным удовольствиям. Именно биологическое желание развлечения и привело Америку, по мнению Геблера, к культурной трансформации в XX в. Демократия, потребительская коммерциализация, урбанизация, технология, публичность, а также евангелическая церковь, санкционировавшая эмоциональную терпимость к самому себе, — все это привело к тому, что начала стираться грань между реальной жизнью и развлечением.
     Появление кинематографа приучило по-новому смотреть на жизнь, приведя не просто к победе развлечения над высокой культурой, но к победе развлечения над самой жизнью. Появился “homo scaenicus”, человек—развлекатель, пишет Н. Геблер, причем “жизнь начала напоминать кино” (цит. по: с. 292). Развлечение стало стандартом ценности буквально для всего в современном американском обществе. Наиболее ценным состоянием человеческого существования считается в США “быть знаменитым”. Тут нельзя не вспомнить, скажем мы, строчки Б. Пастернака: “Быть знаменитым некрасиво, / Не это поднимает ввысь”.
     Н. Геблер использует марксистскую формулировку, называя развлечение “опиумом для народа”, и останавливается на фрейдистской теории относительно ощущения скуки и физиологии фантазии, когда пишет о “тирании развлечения”.
     Еще один исследователь проблем конца века в США — литературовед и критик Кристофер Клаузен в книге “Потускневшая мозаика: Появление посткультурной Америки” (2) именует те явления, которые выше были названы “массовой культурой” и “тиранией развлечения”, “посткультурным состоянием” (цит. по: с. 294). Это состояние имеет противоречивые признаки. “Посткультурная Америка” благодаря консьюмеризму, эгалитаризму и новым технологиям разрушает культурные различия не создавая при этом новую культуру. Наиболее ярким примером посткультурной технологии является, по мнению К. Клаузена, Всемирная паутина, Интернет.
     Как и во времена Алексиса де Токвиля, который описал Америку в XIX в., конформизм и индивидуализм по-прежнему правят страной, считает К. Клаузен. Правда, он отмечает несколько положительных элементов “пост-культурного состояния” (уменьшение грубых предрассудков и племенных столкновений, освобождение людей от местных угнетателей), но при этом указывает, что “глобальная культура” приведет не только к гибели традиционных культур, а к антикультурному сплаву коммерции, технологии и массового индивидуализма.
     Жак Барзен в книге “От рассвета к декадансу: 500 лет западной культурной жизни, от 1500 г. по настоящее время” (1) усматривает жадный нарциссизм и слепой конформизм в Америке на протяжении всех последних 500 лет. Культура, родившаяся в районе 1500 г. благодаря эмансипированной индивидуальности и созревшая в XVII и XVIII вв. благодаря образованию национальных государств, постепенно в XIX в. расцвела благодаря романтизму и демократии, а в начале XX в. была смертельно ранена Первой мировой войной. После этой войны западная культура потеряла свою жизненную силу, пишет Ж. Барзен. На сцену вышла антикультура и символом таковой критик считает знаменитую картину Марселя Дюшана, изображающую Мону Лизу с усами. С этого времени в западной культуре уже стало все дозволено, культура начала приходить в упадок, сползая в декаданс и пропагандируя “практический абсурд” (с. 296).
     Здравый смысл, объективность, конкретность, порядок, дисциплина, авторитет, уважение и другие краеугольные камни здоровой культуры, пишет Ж. Барзен, уступили “бесшабашному нецивилизованному миру, где “выглядеть неряшливым — вот ключевой признак всего века” (с. 296). Человек с улицы, который говорит, что “возможность выпадения осадков составляет двадцать процентов”, ничуть не стал лучше того человека, который говорил, что “дождь вряд ли пойдет” (с. 297).
     Впрочем, считает Ж. Барзен, через одно или два столетия культура технологических “кибернетиков” и пресыщенных развлечениями людей окажется в оковах нового приступа скуки. И тогда захочется, вернувшись к прошлому, создать новую культуру. Автор реферируемого обзора Дж. С. Аллен ставит под сомнения это радостное предвидение будущего, но предлагает поблагодарить Ж. Барзена за впечатляющую историческую картину прошлого и детальный обзор культуры конца XX века. Дж. С. Аллен напоминает, что еще двадцать четыре столетия тому назад Сократ спрашивал своих современников, не стыдно ли им копить деньги, создавать себе репутации, заботиться о своем статусе и при этом совсем не думать о мудрости, истине и душе.


     Список литературы
     1. Barzun J. From dawn to decadence: 500 years of Western cultural life, 1500 to the present. - N.Y., 2000. - 878 p.
     2. Clausen Ch. Faded mosaic: The emergence of post-cultural America. - N.Y., 2000. - 224 p.
     3. Gabler N. Life: The movie. How entertainment conquered reality. - N.Y., 2000. - 304 p.
     4. Kämmen M. American culture, American Tastes: Social change and the 20 th century. - N.Y.,  1999.-320 p.

Hosted by uCoz