Логос, №4, 1993

Я.С. Друскин

Это и то

 

I. Это и то как опровержение науки, философии и вообще всякого знания

Во-первых, если я хочу сказать что-либо, я укажу и скажу это. Во-вторых, сказав это, я отделю от того, следовательно скажу это и то или это в отличие от того, первое будет разделением, второе отде­лением.

В-третьих, сказав это и то или это в отличие от того, я скажу не это, но то, потому что это должно быть не больше чего-либо, но то больше. Сказав что-либо, я сказал это. Это тоже больше, но что бы я о нем ни сказал, будет то.

В-четвертых, сказав это и то или это в отличие от того, я скажу одно и не больше чего-либо, до того как оно было сказано.

Таким образом высказывание ничего не дало по двум причинам: если я скажу больше того, что сказано (1, 2, 3) — я не скажу того, что хотел сказать, но другое; если я скажу не больше того, что хотел сказать, я ничего не скажу и это можно назвать дополнением до неопределенности. Поэтому нельзя ничего сказать и высказывание не имеет значения.

Пример: знание состоит из представлений и понятий. Если я ска­жу: представления, то заранее видно, что вторым будет: понятия. Следовательно, я сказал больше чем хотел сказать. Если же я скажу: представления и понятия — это знание, я скажу не больше того, что хотел сказать, но это не увеличит моего знания, потому что второе (сказуемое) не больше первого (подлежащего). Таким образом вернусь к началу, ничего не сказав. Слово понятие будет дополнени­ем до неопределенности к слову представление.

Об этом и том написаны книги. Имеют ли они значение? Не до­статочно ли этого краткого опровержения всякого знания? Это так, если нельзя сделать вывода из опровержения всякого знания. Но ес­ли нельзя сделать вывода, то и это опровержение не имеет значения. Следовательно недостаточно и книги об этом и том имеют значений.

Вот что исследовано в них:

           

II. Это и то, как преобразование

Найдено четыре вида преобразований этого и того: способности, основания, переходы и направления. Способности это, например, от­деление, разделение, оставление разделенного (т.е. запоминание). Эти способности ложные. Основания — например, сказать до того как сказано (это — то), сказать не больше того, что сказано (одно — что- либо). Направление, например, от этого и того к одному целому, од­но целое – что-либо одно; или от этого в отличие от того к одному, одно — что-либо одно; или от этого в отличие от того к одному, од­но — что-либо это. Различие этих двух направлений в чем-лиоо од­ном. Переходы, например, это — то — одно или это — то — это — то. Способности — это преобразование, посредством которого событие получает для меня значение, т.е. это способ, основание — преобразо­вание, устанавливающее необходимость или определенное значение, направление — преобразование значения, переход — преобразование терминов и слов. Последнее нельзя понимать как случайное и не имеющее значения, если слово нарушает некоторое равновесие.

Четыре вида преобразований — это способы рассматривать один предмет.. Число преобразований каждого вида различно и иногда преобразование одного вида соответствует преобразованию другого. Например, это — то переход, но также основание — сказать до того как сказано. В этом случае одному переходу соответствует одно ос­нование. Но может быть другие еще не найдены. Этот же переход со­ответствует двум способностям: отделения и разделения.

Можно ли считать этот список преобразований полным? Нет, это было бы разделение и уже в «Совершенном трактате об этом и том» указаны новые пути исследования этого и того. Например, это, как то и то, как это. Это различие того же и отличного, также того же и отличного, как предмета и качества.

 

III. Это и то, как степени .безразличия

Невозможно дать полный список преобразований. Это основное предложение в науке об этом и том может быть названо правилом осторожности. Вот в чем оно заключается: если два слова соединены в одном направлении, то уже второе ничего не обозначает. Одним направлением называется такое соединение, когда имеется в виду не ближайшее. Поэтому требование полноты лишено смысла. Это мож­но пояснить примером с временем и вечностью. Ряд во времени пред­ставляется не имеющим конца. Это не бесконечность, но требование дать целый ряд во времени лишено смысла, т.к. во времени всегда за одним идет другое. Следовательно ряд во времени нуждается в пол­ноте, но не может получить ее. Но в вечности нет ряда, есть это, сей­час, мгновение. Это есть ряд и не нуждается в полноте, это бесконеч­ность.

Примечание. Правило осторожности основано на первом законе поведения: помнить то что сейчас.

Если же соблюдается правило осторожности, то в определенном месте исследование останавливается. Это называется поворотом или степенью безразличия. Поворот должен наступить, когда исследова­ние перестает обозначать что-либо, если он не наступает, это значит, что не соблюдается правило осторожности, тогда исследование не имеет значения. От чего зависят повороты, их более позднее или раннее наступление — я не знаю. В повороте надо различать прош­лое и будущее. Они присутствуют в повороте не реально, но в воз­можности, потому что поворот — это настоящее, т.е. сейчас. Если воз­можное прошлое остается дольше, чем нужно, то поворот запаздыва­ет, в обратном случае наступает раньше. В обоих случаях наступает раньше: если запаздывает, то он уже наступил в другом направлении. Это можно применять к различным случаям.

 

IV. Другие значения этого и того

В совершенном трактате найдены другие значения этого и того, например, стояние, плавание, отличие, подобие и другие. Некоторые из них были найдены раньше. Это уже не преобразования, а предме­ты других порядков.

Исследование предметов других порядков — главная задача нау­ки об этом и том. Помимо того к науке об этом и том принадлежат еще исследования о начале, о соединении точек и другие.

(1933)

 

Rambler's Top100
Hosted by uCoz